С. М. Абрамзон. Творчество киргизского народа.

(Советская этнография, 1940, №3, стр. 77-88.)[1]

{77} Декада киргизского искусства, прошедшая в Москве с 25 мая по 4 июня 1939 г., ознакомила широкие круги советской общественности с выдающимся искусством и фольклором киргизского народа.

Этот народ за свою более чем двухтысячелетнюю историю, в течение которой он не раз терял и восстанавливал свою свободу и независимость, сумел донести до наших дней драгоценные самоцветы непревзойденного творчества целых поколений. Это творчество в многогранной и яркой форме отобразило своеобразные исторические судьбы народа, его самобытную древнюю культуру, поэтическое восприятие природы, неодолимое свободолюбие, храбрость и мужество в борьбе с многочисленными врагами.

Много препятствий стояло на пути развития народного творчества. Социальный и национальный гнет, влияние мусульманского духовенства, зверская эксплоатация, нищета и вымирание — все это задерживало естественный рост народных талантов, а их в киргизском народе немало. Народ бережно хранит в своей памяти имена замечательных манасчи Кельдыбека, Балыка, Найманбая и др., народных акынов, т. е. поэтов-импровизаторов, Калыгула, Арыстанбека, Калмурзы, Молдо-Кылыча, Музооке, Токтогула и др. Скитаясь с комузом от кочевья к кочевью, они несли в народ свое творчество, а некоторые из них поднимали свой гневный голос против манапского произвола и царских колонизаторов, воспевая народную свободу, призывая к борьбе. Неудивительно, что баи и манапы преследовали акынов, считали их профессию унизительной. Пренебрежительное отношение баев и манапов к народным певцам выражалось в поговорке: «Кто не имеет стыда — тот сказителем делается». Народный акын Калык Акией в своих воспоминаниях рассказывает: «Когда я запел веселую песню, манап Тöрöгельды закричал: „не пой, а глотай слезы“. И он заставил меня подражать плачу вдовы, а для того чтобы слезы получились настоящими, он избил меня… Когда я бывал голоден, манапы для своей потехи заставляли глотать, не разжевывая, боорсок [куски печеного теста]. Боорсок раздирал горло. Но каждый хочет есть…». Несмотря на травлю, издевательства, попытки баев и манапов приспособить народное творчество к своим вкусам, оно продолжало жить и развиваться, сохраняя лучшие художественные традиции прошлого.

Самым замечательным в творчестве киргизского народа является то, что оно окрашено суровой героикой и, вместе с тем, и романтикой, свойственными {78} достигшему высокого расцвета эпосу. Немного найдется и в нашей необозримой стране народов, сумевших, подобно киргизам, создать мощно звучащие эпические произведения, широкое полотно которых, как в зеркале, отражает всю жизнь народа, с его печалями, радостями и идеалами. Киргизский эпос «Манас» и является именно тем творением могучего народного духа, от которого, как от неиссякаемого источника, на протяжении веков питалась вся духовная культура киргизского народа.

«Манас» представляет собою монументальное эпическое произведение, созданное в результате коллективного творчества многих поколений талантливых сказителей-манасчи. Впервые отрывок из «Манаса» был записан в конце 50-х годов XIX в. Чоканом Валихановым, но опубликован он был на русский языке в прозаическом переводе лишь в 1904 г. Сокращенный вариант «Манаса» был записан и в 1885 г. опубликован акад. В. В. Радловым в киргизском оригинале и переводе на немецкий язык. С тех пор, до установления в Киргизии советской власти, «Манас» никем не собирался и продолжал бытовать только в устной традиции. То обстоятельство, что «Манас» сохранился в народе до самого последнего времени в виде такого колоссального поэтического памятника, объясняется не только игравшей большую роль феноменальной памятью сказителей, но и необычайной популярностью его в народе, тем, что киргизский эпос даже в XIX в. переживал период своего расцвета. Вплоть до завоевания киргизов царской Россией они еще переживали своеобразный «героический период», обусловливавший активное, действенное значение эпоса. Очевидно, этими же причинами можно объяснить то, что эпос у киргизов подчинил себе все остальные жанры фольклора, вобрав в себя все его богатства — и предания, и сказки, и песни и поговорки. Выдающаяся роль в сохранении, дальнейшей творческой переработке и обогащении эпоса принадлежит сказителям. Первым крупным манасчи, имя которого сохранилось в памяти стариков, является Кельдыбек, творивший во второй половине XVIII — начале XIX в. Его преемником называют знаменитого Балыка, родившегося в Чуйской долине. Творческая деятельность Балыка относится главным образом, к первой половине XIX в. Талант Балыка перешел к его сыну Найманбаю. К славной плеяде манасчи относятся также Арыстанбек, Тыныбек, Акылбек, Дикамбай и, наконец, талантливейший манасчи нашего времени Сагымбай, родившийся в 60-х годах XIX в. на берегу оз. Иссык-куль и в молодые годы слушавший еще Знаменитого Балыка. Отец Сагымбая — Орозбак — состоял трубачом известного манапа сарыбагышей Ориона и был крупным музыкантом. Сагымбай умер в 1930 г., 63 лет от роду.

Сагымбай, как и другие манасчи, объяснял свой дар традиционным вмешательством сверхестественных сил, сновидением, во время которого к нему, якобы, явился дух Манаса и поручил ему петь о нем. Настоящие манасчи никогда не были только исполнителями эпоса, они были талантливыми поэтами-импровизаторами, игравшими важную роль в формировании и творческом обогащении эпоса. «Манас» так велик по своему объему, что для полного его исполнения требовались многие недели и даже месяцы. Естественно, что полный вариант «Манаса» бывал доступен только более обеспеченной части народа и, прежде всего, манапам и баям, имевшим возможность приглашать к себе манасчи на длительный срок. Большую роль в распространении «Манаса» в народе играли ырчи—рапсоды исполнявшие отдельные, наиболее популярные эпизоды из поэмы. В отдельных отрывках «Манас» был известен широким слоям населения. Исполняется «Манас» обычно при большом количестве слушателей. Его декламируют на короткий выразительный напев полуречитативного характера, повторяющийся на каждую новую строчку текста. В некоторых местах повествования музыкальный сказ переходит в быстрый речитатив на одном тоне с небольшими повышениями или понижениями. Имеется свыше двадцати мелодий, употребляемых при исполнении «Манаса», которое сопровождается также богатыми мимикой, жестами, интонациями.{79}

Основная сюжетная линия, проходящая через всю поэму, — это военные походы легендарного богатыря Манаса в Китай, Афганистан и страны Средней, Азии. По содержанию в «Манасе», с некоторой долей условности, можно выделить девять основных циклов песен. Первый из них посвящен рождению, юношеским годам и первым подвигам Манаса; второй цикл повествует об избрании Манаса ханом; третий цикл содержит описание первого похода Манаса для завоевания подвластных Китаю ханств. Второй поход с целью покорения среднеазиатских стран и, в частности, Ташкента и всей Ферганы, составляет содержание четвертого цикла. Пятый, шестой и седьмой циклы посвящены походам Манаса для завоевания Афганистана, Самарканда и других стран и городов. Во время третьего похода ближайшим другом и соратником Манаса становится китайский царевич Алмамбет. Восьмой цикл представляет красочную картину поминок по ташкентскому хану, ставленнику Манаса — Кокетею. Поэма завершается девятым циклом, в котором развертывается замечательное по художественному мастерству описание великого похода («чонг-казат») на столицу Китая Бейджин (Пекин). Тяжело раненый в этом походе Манас возвращается в долину Таласа, где и умирает. Продолжением основной части «Манаса» являются эпические поэмы: «Семетей», относящаяся к жизни и походам сына Манаса — Семетея, и «Сейтек», посвященная сыну Семетея — Сейтеку.

В «Манасе» подробно разработаны несколько отдельных тем, из которых наиболее крупными являются: сватовство и женитьба Манаса на Каныкей, заговор семи ханов против Манаса, прибытие к Манасу Алмамбета — его первого соратника и названного брата.

По богатству сконцентрированного в «Манасе» исторического, этнографического, географического и иного материала его можно назвать энциклопедией киргизской народной жизни. Большое место в эпосе, на ряду с описанием многочисленных батальных сцен, занимает бйтовой материал: мастерски написанные картины сдадьбы, поминок, народных игр и развлечений и т. п. Манас со всеми его походами выведен в эпосе как главная, стержневая тема, вокруг которой группируются все остальные. В поэме нет почти ни одного эпизода, где бы не участвовал сам Манас. Его ближайшим окружением является дружина из сорока витязей-богатырей кырк чоро. Крупную роль рядом с Манасом играет его сподвижник Алмамбет. Большое место возле Манаса отведено в поэме его сказочному коню Ак-кула. Не расстается Манас и со своим ружьем Ак-кельтэ.

Многое в «Манасе» можно отнести к области сказочного, фантастического, богато представлена в нем мифология, но совершенно очевидно, что значительная часть из тех военных событий, которые описываются в «Манасе», является художественным отображением реальных фактов, которыми так богато героическое прошлое киргизского народа.

Всей поэме «Манас» присущ стиль настоящей героической эпопеи. Он выдержан в холодных героических тонах, чужд интимности, сдержан или натуралистически откровенен. И, наоборот, продолжению «Манаса» — поэме «Семетей» — свойственен лирический, почти романтический стиль.

«Манас» является гениальным художественным памятником борьбы киргизского народа за свою независимость. В образе самого Манаса и его богатырей Бакая, Чубака, Сыргака воплотились лучшие черты народа: храбрость, верность, свободолюбие, упорство в достижении поставленной цели.

По своим художественным качествам «Манас» может быть поставлен в один ряд с лучшими образцами мировой эпической литературы.

Если бы киргизский народ создал только одного «Манаса», он уже этим заслужил бы признательность всего прогрессивного человечества. Но «Манасом» только открывается сокровищница творчества киргизского народа. Свыше десятка других крупных эпических произведений сложены киргизским народом. Среди них такие, как «Сарынджи и Бöкöй», «Коджоджаш», «Курманбек», «Джаныш {80} и Баиш», «Тоштюк» и др. Из малых форм в устном творчестве киргизов представлены предания, легенды и исторические рассказы, сказки, песни различного содержания, пословицы, загадки и т. п.

Особо необходимо остановиться на песенном творчестве, занимающем большое место в киргизском фольклоре. Это связано в первую очередь с совершенно исключительным поэтическим даром у киргизов, их необычайной способностью к импровизации, к воплощению в поэтических образах и в стихотворной форме всех наиболее значительных событий окружающей их жизни. Широкое развитие песни связано также с музыкальной одаренностью народа, находящей свое выражение как в вокальном, так и инструментальном музыкальном творчестве. Самое крупное место в песенном жанре занимает лирика. Здесь мы встречаем песни любовные в собственном смысле — сещтбай, песни о несчастной любви кюйген, песни любовной жалобы арман и пр. Помимо лирики киргизская песня представлена бытовыми песнями, среди которых крупное место занимают поминальные песни и причитания кошок, слагаемые обычно женщинами и достигающие большой художественной силы, песнями, исполняемыми в связи с трудовыми процессами (среди них своеобразные песни женщин — ночных караульщиц скота бекбекей), песнями социального протеста против феодального и национального гнета (среди них по силе и выразительности на первом месте стоят песни народного певца Токтогула) и др. Разумеется, в песенном творчестве послеоктябрьской эпохи нашла свое отражение вся новая действительность возрожденного к жизни народа, его любовь к своему отцу и другу — Сталину.

Музыкальное творчество киргизского народа представлено как вокальными, так и инструментальными фррмами. Оно выработало свой законченный национальный стиль, отличается богатым запасом ритмических средств и характерно своим лиризмом, сдержанностью и эпической простотой. Большой степени выразительности и оригинальности по своему мелодическому и музыкальному содержанию, несмотря на сравнительную ограниченность исполнительских средств, достигает киргизская инструментальная музыка. Среди народных музыкальных инструментов на первом месте по распространенности и популярности необходимо поставить комуз — струнный щипковый инструмент лютневого типа, близкий к казахской домбре, но имеющий, в отличие от нее, три струны и не имеющий ладовых подразделений. Кыйак — струнный смычковый инструмент, состоящий из деревянного кузова грушевидной формы, с вытянутой кверху шейкой и несколько удлиненного книзу. Нижняя половина кузова затянута верблюжьей кожей, служащей декой инструмента. Кыйак имеет две струны из пучков конских волос; такие же волосы и на смычке. Темар-комуз — металлический инструмент типа варгана, употребляется преимущественно женщинами и детьми. Сурнай близок к аналогичным среднеазиатским инструментам типа гобоя. Чоор — пастушеская свирель, продольная открытая флейта с тремя или четырьмя пальцевыми отверстиями. Делается из стебля степного растения, иногда из дерева, обтянутого в некоторых случаях пищеводом теленка.

Виртуозность исполнителей-инструменталистов доведена у киргизов до совершенства. В непосредственной связи с нею находится двухголосная игра на кыйаке и трехголосная на комузе. Инструментальное трехголосие является большим достижением киргизской народной музыки. Среди пьес кӱӱ для комуза встречаются подлинные шедевры народно-музыкального творчества. Пьесы для кыйака — более древнего происхождения и по своей тематике часто отражают события военной эпохи. Таковы, напр., пьесы «Уран» («Военный клич»), «Ольджо» («Военная добыча»), маршеобразная пьеса «Кер-öзöн», героическая пьеса «Кайракачба» («Не отступать») и др. Для исполнения на кыйаке характерны также музыкальные бытовые сценки. Из числа старых народных композиторов и музыкантов в памяти народа сохранились имена Тилена, Кальчеке, Сыртбая, Куренкея и др. Крупнейшим композитором нового времени, имя которого пользуется необычайной {81} популярностью и произведения которого составляют богатейшую сокровищницу киргизского народного искусства, является Токтогул Сатылганов (1859—1933). Его имя особенно дорого киргизскому народу потому, что он не только отражал в своей музыке и песнях думы, печали и надежды народа, не только гневно обличал в них царских колонизаторов и манапский гнет, но и был активным участником вооруженного выступления против царизма — Андижанского восстания 1898 г. За участие в этом восстании Токтогул — народный любимец — был осужден на каторжные работы и 25-летнюю ссылку в Туруханский край. После восьмилетнего пребывания на каторге Токтогул бежал из ссылки на родину, где до самой революции жил на нелегальном положении, преследуемый баями и манапами и ограждаемый от их расправы народом. Токтогул воспитал целое поколение комузчи, ырчи и акынов.

Изяществом и богатством форм, четкостью рисунка, высокой культурой цвета отмечено развитое у киргизов изобразительное искусство. Его проявление, в силу особенностей кочевого уклада жизни, было ограничено стремлением к художественному оформлению жилища, одежды, предметов утвари, сбруи и т. п. Тем не менее в этой стороне народного творчества мы еще раз. видим проявление высокой художественной одаренности народа. Изобразительное искусство у киргизов представлено ковроделием, изготовлением разных типов узорчатых войлоков, вышивкой, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.

Выделкой шерстяных ворсовых ковров килем занимались памиро-алайские и ферганские киргизы, а также киргизы, кочующие в западной части китайского Туркестана. Ковровое производство было сосредоточено преимущественно среди родов кыдырша, мангыт и др. Киргизские ковры изготовлялись на таком же примитивном станке, как и туркменские, на шерстяных основе и утке. Изготовлялись главным образом небольшие ковры, а с конца XIX в. стали изготовляться ковры больших размеров. Преобладающими цветами в коврах являлись мареновокрасный и индигово-синий, изредка попадались желтый и зеленый. Тона и оттенки красок были своеобразны и часто неожиданны, а сочетания их поражали тонкостью вкуса. Орнаментная уборка ковров слагалась из различных ромбических фигур в сочетании с крючками типа бараньих рогов, восьмиугольников, меандрового и излюбленного гранатного орнамента и др. В орнамент ковров, особенно у кашгарских киргизов, проникли китайские элементы и мотивы. Под влиянием разного рода причин ковровое производство у киргизов к началу революции пришло в упадок. Наиболее распространенными среди киргизов являются войлочные ковры шырдак и различные предметы быта из орнаментированного войлока. Для орнаментации войлока применяются три технических приема. Первый прием применяется в процессе изготовления кошмы и состоит во вкатывании в основной фон войлока узоров из цветной шерсти. Второй прием — аппликация путем нашивания на войлочную основу узора из окрашенного войлока или из материи. Наконец, третий прием состоит в сшивании вместе разноцветных элементов одного узора, вырезанных одновременно на двух разных по цвету кусках кошмы. Кроме шырдаков, из орнаментированной кошмы изготовлялись мешки и сумки для хранения и перевозки утвари, принадлежности сбруи и т. п.

Одно из видных мест в искусстве киргизской женщины занимает вышивка. Вышивкой украшается одежда, различные предметы домашней утвари (подвесные сумки, мешочки, покрывала, полотенца),части сбруи и т. д. Венцом вышивального искусства являются богатые по мотивам цветные композиции, обрамляющие украшения на стену внутри юрты — особого типа бархатные ковры тушкийиз.

Вышивают бумажными или шерстяными нитками разных цветов и шелком по бархату, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по сукну и, наконец, по коже.

Оригинальны по технике и рисунку узоры из цветной шерсти, которыми покрываются цыновки из стеблей степного растения — чия; тканые полосы, {82} служащие для скрепления различных частей юрты, также делаются часто орнаментированными. Тиснение по коже и аппликация из кожи встречаются главным образом на сундуках, футлярах, различных кожаных сосудах для кумыса или молока, принадлежностях седла, одежды и т. д. Конская сбруя, мужские пояса и некоторые другие предметы украшались металлическими пластинами и бляхами, покрытыми чеканкой, гравировкой и чернью или прорезным узором; из серебра изготовлялись различные женские украшения. Резным орнаментом покрывались двери и дверные косяки, сундуки, музыкальные инструменты, ручки деревянных мешалок для кумыса бишкек. Резьба по дереву, как и художественная обработка металла, принадлежит мужчинам, все остальные виды изобразительного искусства — область женского художественного творчества. В киргизском орнаменте принято различать стилизованные изображения частей тела животных и птиц, элементов окружающей природы и предметов быта. На ряду с этими мотивами мы встречаем в вышивках, аппликациях и т. д. фантастические узоры кыйал.

Распространенные в прошлом, а отчасти и сейчас, среди киргизов разнообразные игры и развлечения соединили в себе элементы и театра, и пластики и спорта. Игры у киргизов можно подразделить на игры молодежи, мужские и детские. Игры молодежи обоего пола кыз ойун устраивались по вечерам или в лунные ночи, ими обязательно сопровождалось свадебное торжество. В них часто наличествовал элемент состязаний между юношами в пении, острословии, ловкости и т. д. Наиболее распространенными среди молодежи играми являются: джоолук таштамай (аналогична русской игре в «жгут»), дӱмпсльдöк — игра в волков и овец, джашимбак — игра в прятки, различные виды игр в жмурки — кöз танмай, чöö и др. Одним из самых любимых развлечений молодежи являются качели селькинчек из веревок, привязываемых к деревьям или столбам. Качаются по-двое, с пением. Среди игр мужской молодежи следует отметить игру кара казан, имеющую сходство с футболом, оромпой — игру в «догонялки» на одной ноге, коон Ӱзмöй — перетягивание двумя группами, ак чööльмöк — ночную игру, во время которой две партии соревнуются в том, чтобы раньше разыскать и доставить к черте брошенную кость или мяч, и др. Мужская молодежь старшего возраста и мужчины соревнуются в игре аркан тартыш (перетягивание каната), но особенной популярностью среди них пользовалась в прошлом азартная игра в альчики — ордо. воспроизводящая бой за захват ханской ставки.

Среди детских игр назовем чикит — игру в «чижика», различные виды игр в бабки, эшек секиртмей, — аналогичную русской чехарде, ала кӱчӱк — игру в кошки-мышки и др.

Массовые развлечения и народные зрелища в жизни киргизского народа играют и до сих пор весьма значительную роль. Самый характер этих развлечений связан исторически с условиями военной, походной жизни, требовавшей постоянной готовности к защите и нападению, и, следовательно, развития качеств смелости, храбрости, силы и ловкости. Победы в военных столкновениях, естественно, выливались в народные торжества. С другой стороны, эта область народного быта была использована, в целях укрепления личного авторитета и получения доходов от населения, сложившейся позднее феодальной верхушкой, устраивавшей пышные празднества по различным поводам семейной и общественной жизни. Наконец, некоторые из развлечений носили пережиточный характер, являясь в прошлом составными элементами культовых церемоний.

Наиболее древним из развлечений являлся саиш — поединок двух всадников, вооруженных деревянными пиками. Цель состязания — выбить противника из седла и уронить на землю. Обязательной частью одежды в этих случаях был кожаный нагрудник или панцырь соот. Иногда в поединках выступали женщины. {83} Такие поединки часто имели смертельный исход, поэтому в последнее время устраивались очень редко, а советским правительством были вовсе запрещены. Поводом к излюбленному виду развлечений у киргизов — скачкам am чабыш — в прежнее время служили только похороны и поминки. Этот обычай был нарушен манапами и баями, пользовавшимися для устройства скачек всяким удобным случаем. В скачках, устраивавшихся, обычно, с призами, главную роль играли быстрота бега лошадей и их выносливость. Дистанции для скачек были всегда большими, доходя в некоторых случаях до 50 километров. В виде призов в прежнее время выставлялись, помимо скота, рабы, преимущественно из пленников. Выбор лошадей, пригодных для скачек, и их тренировка, так же как и подготовка жокеев, составляют целую систему различных приемов и правил и требуют большого искусства и специального навыка. Другим видом состязаний являются скачки с козлом — кöк бöрӱ или улак тартуу. В них уже имеет большое значение не только хорошее качество лошадей, но и уменье наездника держаться в седле, его выносливость и сообразительность. Для состязаний закалывают козленка и отрезают ему голову и ноги. Цель состязания — доскакать до положенного на некотором расстоянии козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников и не давая им вырвать козла. В состязаниях участвуют по-двое, трое от каждой из состязающихся групп (в прошлом родов), а затем состязание делается массовым. Оно также сопровождалось выдачей призов победителям. У памирских киргизов скачки на лошадях заменялись скачками на верблюдах.

Весьма популярными видами развлечений являются борьба на лошадях — оодарыш, заключающаяся в стаскивании противника с лошади (иногда лошадей заменяют люди), и борьба пеших на поясах — кӱрöш, цель которой — свалить противника на землю. Борцы обычно выступали полуголыми, в кожаных шароварах, опоясанные кожаными поясами.

Одним из необходимых элементов народных празднеств являлась джигитовка. Она сопровождалась в далеком прошлом стрельбой из лука, позднее стрельбой из ружья по слитку серебра, подвешенного на шесте джамбы атышмай, доставанием с лошади монеты, лежащей на земле тыйин энмей и т. п.

* * *

Социалистическая революция возродила к полнокровной жизни все наиболее ценное из богатого творческого наследия киргизского народа, дала ему новое развитие, вдохнула в него новое содержание и создала такие формы искусства, какие раньше были недосягаемыми для загнанного в горы кочевого народа.

Немало помешали росту народного творчества и расцвету киргизского искусства в целом подлые враги киргизского народа — буржуазные националисты и троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок. Они срывали запись «Манаса», внедряли в сознание сказителей националистические, пантюркистские идейки, пытались отгородить киргизское искусство от сокровищницы русского и мирового искусства и законсервировать его в примитивных формах и т. п. Народ пресек эту подрывную работу и освободил путь для быстрого подъема социалистического киргизского искусства.

Только после окончания гражданской войны в Киргизии был записан от крупнейшего поэта-сказителя нашей эпохи Сагымбая Орозбакова первый полный вариант героической эпопеи «Манас». Этот вариант содержит около 240 тысяч поэтических строк. Еще более совершенным по полноте является вариант «Манаса» талантливого советского манасчи Саякбая Каралаева. Саякбай был добровольцем в Красной Армии, после демобилизации работал председателем аильного совета, колхозник; в настоящее время народный артист республики, орденоносец. Он ученик Чоюке, одного из крупнейших манасчи X IX в. Современными популярными сказителями «Манаса», кроме Саякбая, являются орденоносцы народный артист Киргизской ССР Молдобасан Мусульманкулов и {84} Баимбет Абдурахманов (Тоголок-молдо). В ближайшее время выходит из печати I том «Манаса», в котором по вариантам Сагымбая и Саякбая будет воспроизведен наиболее ценный в художественном отношении цикл поэмы «Чонг казат» («Великий поход»).

«Манас» как могучий родник питает все виды художественного творчества, развивающиеся и создающиеся в Киргизии. За последние годы необычайно широко развернулась художественная самодеятельность. В колхозах Киргизии, по неполным данным, около 100 драматических, 76 хоровых и музыкальных кружков, охватывающих свыше 3 тысяч человек. И что самое замечательное — создано много киргизских хоровых кружков, а киргизы, как известно, не имели раньше представления о хоровом пении. Проведено уже 4 всекиргизских олимпиады народного творчества. В 3-й республиканской олимпиаде участвовало 534 исполнителя. Среди 401 участника олимпиады из районов было 258 киргизов, в том числе 108 комузчи, 13 исполнителей на темир-комузе, 10 исполнителей на кыйаке, 2 — на чооре, 11 манасчи, 2 семетейчи, много певцов (в том числе ырчи и акыны), танцоров и т. д. Премиями было отмечено 7 художественных коллективов, в том числе киргизский хор Госшвейфабрики (г. Фрунзе) под управлением работницы Таштемировой, и 57 индивидуальных исполнителей. Первую премию за прекрасное исполнение песен получил акын Маткулов Джусуп, колхозник Наукатского района. За игру на комузе первую премию получил Сабылкаев Муса, колхозник Кочкорского района. За лучшее художественное исполнение отрывков из «Семетея» был премирован Кочкеев, колхозник Нарынского района.

Расцвет талантов киргизского народа сказался в стремительном творческом росте народных поэтов-акынов. Далеко за пределами Киргизии известны лучшие киргизские певцы-импровизаторы Алымкул Усенбаев и Калык Акиев. В их песнях, популярных в далеких горных аилах, нет прежней печали и горя, в них воспевается счастливая жизнь киргизского народа, советская родина сравнивается с цветущим садом, а самые вдохновенные строки посвящены создателю народного счастья — товарищу Сталину. Алымкул и Калык являются прямыми творческими наследниками великого Токтогула. За свое замечательное творчество и большую работу по собиранию и восстановлению лучших образцов киргизского фольклора оба они награждены орденами Союза, им присвоены звания народных артистов Киргизской ССР, Алымкул избран депутатом Верховного Совета Киргизской ССР.

Из недр народного творчества в Киргизии выросла и художественная литература. В Союзе советских писателей Киргизии состоит 34 человека, из них 28 киргизов. До настоящего времени господствующее положение в киргизской литературе еще занимает поэзия, являющаяся прямой продолжательницей устной поэтической традиции. На многие стихи и песни поэта-орденоносца Джусупа Турусбекова композиторами написана музыка. Поэт-орденоносец Алымкул Осмонов, представитель младшего поколения, выпустил уже три сборника стихов: «Тандагы ырлар» («Утренние песни»), «Джилдызу джаштак» («Счастливая молодость») и «Чолпонстан» («Страна звезд»). Поэт-орденоносец Кубанычбек Маликов — автор перевода «Интернационала» на киргизский язык — упорно работает над всем многообразием литературных жанров. Им издано за десять лет творческой работы десять книг стихов. Широко известны в республике стихи поэтов Толена Шамшиева, избранного депутатом и членом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, Темиркула Уметалиева, Аалы Токомбаева, Абдрасула Токтомушева, Джоомарта Боконбаева. В последние годы начинает создаваться киргизская проза. Выросли талантливые писатели, создавшие романы, повести, рассказы. Мукай Елебаев написал автобиографический роман «Узак джол» («Долгий путь»), получила широкое признание повесть К. Маликова «Азаматтар» («Герои»). Одним из первых написал роман из колхозной жизни «Кенг-су» Тугельбай Сыдыкбеков. Среди прозаиков известны также К. Баяли- {85} нов и К. Джантошев, роман которого «Каныбек» дает богатый материал по дореволюционному киргизскому быту.

В творческом содружестве с театром выросла и киргизская драматургия.

Одним из крупнейших достижений киргизских поэтов и писателей является перевод на киргизский язык классиков русской и мировой литературы. Уже вышли из печати творения великого Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель», ряд поэм и сборник лирических стихов в переводах А. Осмонова, К. Маликова и других поэтов и писателей. Впервые переведен на киргизский язык К. Баялиновым «Евгений Онегин». Произведения Л. Толстого, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Максима Горького стали доступны киргизскому читателю. На киргизском языке издается лучшее из советской художественной литературы: «Хлеб» А. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Поднятая целина» М. Шолохова. Творчество великих писателей братских народов становится известным и киргизскому народу. Поэт-орденоносец А. Осмонов закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели; 125-летний юбилей со дня рождения великого украинского поэта Тараса Шевченко отмечен изданием сборника его произведений на киргизском языке. Наконец, и такие произведения мировой классической литературы, как «Гамлет» и «Отелло» Шекспира и «Тысяча и одна ночь», зазвучали в переводе К. Ишмамбетова на киргизском языке.

Только за 1938 год вышло из печати 45 книг киргизских писателей.

Не случайно в библиотечке колхозника сельхозартели «Кенеш», Кантского района, Табыша Байсубанова, насчитывающей около 100 книг, наряду с 4 томами Ленина и «Вопросами ленинизма» Сталина, стоят на полке «Ревизор» Гоголя, «Мать» Горького, произведения киргизских поэтов и писателей Д. Боконбаева, Т. Шамшиева, М. Елебаева и др. Это — лучшее свидетельство глубокого проникновения в колхозный кыштак новой, советской культуры.

Начало развития нового киргизского музыкального искусства было положено реорганизацией киргизского драматического театра в музыкальный театр и созданием Киргизской государственной филармонии. Киргизские музыкантыисполнители никогда не знали коллективного исполнения и игры по нотам. Впервые в Киргизии в составе филармонии был создан оркестр народных инструментов, который составился из усовершенствованных и модернизированных национальных инструментов комуза и кыйака, разделенных по образцу европейских оркестров (пиколо, прима, альт и т. д.), и присоединенных к ним европейских флейты, гобоя, фагота и ударных инструментов. Под руководством заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, орденоносца П. Ф. Шубина, оркестранты овладели нотной грамотой. Все это позволяет оркестру исполнять не только образцы киргизского народного творчества, но и произведения русских и западноевропейских композиторов. В настоящее время в составе оркестра (около 70 человек) представлены крупнейшие музыканты, акыны и певцы Киргизии, лучшие знатоки киргизской народной музыки, народные артисты Киргизской ССР, орденоносцы Мураталы Куренкеев (старейший композитор, комузчи и кыйакчи), Карамолдо Орозов, Молдобасан Мусульманкулов, Алымкул Усенбаев, Калык Акиев, Атай Огонбаев, заслуженные артисты республики, орденоносцы Муса Баетов, Ибрай Туманов и др. Оркестр вырастил первых киргизских дирижеров — заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, орденоносца Шейше Орозова, самостоятельно управляющего музыкальными спектаклями, и Акмата Аманбаева. Помимо оркестра народных инструментов, в составе Киргизской филармонии создан оригинальный женский ансамбль темир-комузов под руководством Адамгалы Байбатырова, национальный хор, исполняющий не только киргизские народные песни, но и произведения советских композиторов, и, наконец, ансамбль народного танца. Киргизский народ, не имевший своего народного танца, благодаря творческой помощи русского балетмейстера Н. С. Холфина, успешно создает {86} свой национальный танец. Построенные на использовании народных игр, трудовых процессов, орнамента новые киргизские танцы «Кийиз», «Джаш-кербез», «Кыздардын кыйалы», танец чабанов и другие закладывают основу для развития национального хореографического искусства.

Крупнейшую роль в развитии киргизского музыкального искусства сыграл народный артист СССР, орденоносец Абдылас Малдыбаев, депутат Верховного Совета СССР. Талантливый композитор Абдылас Малдыбаев написал ряд песен, завоевавших ему всеобщую любовь и признание и проникших в самые глухие углы республики. Им созданы новые для киргизов музыкальные формы — песни для хора «Красное знамя», «Мы ленинцы», «Красные конники» и др. Его мелодии вошли в музыку пьес «Алтын-кыз» и «Аджал-ордуна». Собранные и дополненные им народные мелодии легли в основу первой киргизской оперы «Ай-чурек».

Изобразительное искусство киргизов развивается в двух направлениях. Совершенствуется, начинает по-новому звучать, осмысляться и использоваться старое народное творчество, получающее стимул для этого в росте зажиточной и культурной жизни, в заботе и внимании со стороны партии и правительства. С другой стороны, зародилась и начинает получать свое самостоятельное лицо новая, не известная ранее киргизам, форма изобразительного искусства — живопись.

Богатая и сочная киргизская орнаментика покрывает в виде росписей и фресок новые монументальные здания, она украшает на тех же тушкийизах и шырдаках стены новых жилищ стахановцев, ею расцвечены костюмы физкультурников, она широко и многосторонне использована в декоративном оформлении и костюмах национальных музыкальных и драматических спектаклей.

Сейчас развитие народного изобразительного искусства получило твердую базу в виде Учебно-производственного художественного комбината, созданного в г. Токмаке. Здесь работают, в частности, замечательные мастерицы-вышивальщицы, награжденные медалями Союза за свое искусство, колхозница сельхозартели «Бос бармак», Кантского района, Сура Асырбекова и колхозница сельхозартели «Киргизский труд», Чуйского района, Машон Алымбекова, вышившие для Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки цветными шелками портреты: первая — И. В. Сталина, а вторая — В. И. Ленина. Орнаментика начинает обогащаться новыми мотивами, органически вводимыми в традиционный узор: пятиконечной звездой, серпом и молотом и другими советскими эмблемами; мастера работают над новыми композициями и расцветкой орнамента.

Приняты меры и к возрождению киргизского ковроделия. В настоящее время Кирпромсоветом организуются в городах Фрунзе, Оше и Джалал-абаде ковровые мастерские, в которых будут работать лучшие ковровщицы республики.

Созданные в г. Фрунзе Государственная Картинная галлерея, изостудия и изоучилище играют большую роль в оформлении и развитии киргизской живописи. Заканчивающие сейчас свое художественное образование в Москве первые национальные художники Гапар Айтиев и Сабырбек Акылбеков добились уже первых серьезных успехов в живописном изображении красочного киргизского пейзажа, в работе над портретами новых людей Киргизии. Первый опыт работы Г. Айтиева в театре над оформлением музыкальной пьесы «Алтын-кыз» оказался блестящим и принес ему заслуженную награду — орден «Знак почета». Среди большого количества учащихся изостудии — киргизов — обращают на себя внимание хорошими рисунками и интересными композициями М. Караев, С. Кабулов, К. Суранчиев и др. Большую роль в развитии изобразительного искусства в Киргизии играет уроженец Киргизии, заслуженный деятель искусств С. А. Чуйков, дающий в своих работах многостороннее представление о прошлом и настоящем республики.

В архитектуре новых зданий, строящихся и намечаемых к постройке, архитекторы Киргизии применяют мотивы киргизской народной архитектуры {87} (Дом пионеров), конструктивно перерабатывают элементы киргизского орнамента (Дворец культуры), создавая основы будущей киргизской архитектуры.

Синтезом всего лучшего из художественного наследия киргизского народа, развития новых форм и жанров национального искусства, мастерства взращенных революцией молодых кадров, приступивших к упорному овладению передовой русской культурой, — явилось создание музыкальной драмы, а затем и оперы. Созданный на базе существовавшей с 1926 г. студии Государственный Драматический театр подготовил первые кадры киргизских артистов. После реорганизации его в музыкально-драматический театр, с приездом присланных в помощь Всесоюзным комитетом по делам искусств русских композиторов В. А. Власова и В. Г. Фере и других деятелей русского искусства, началась кропотливая и сложная работа по созданию национальных музыкально-артистических кадров и первых музыкальных спектаклей. Результаты этой работы налицо. На декаде киргизского искусства, состоявшейся в мае — июне 1939 г. в Москве, перед всей советской общественностью, перед руководителями партии и правительства были продемонстрированы художественные достижения киргизского народа, получившие единодушную восторженную оценку и одобрение.

Первая музыкальная драма «Алтын-кыз» (автор Джоомарт Боконбаев, музыка написана В. Власовым и В. Фере при участии А. Малдыбаева) показывает борьбу трудящихся против руководимых буржуазными националистами остатков басмаческих шаек на юге Киргизии в 1931—1932 гг., пытавшихся сорвать коллективизацию и расправиться с передовыми колхозниками. Героиней драмы является девушка Чинар, одна из организаторов колхозов, которой колхозники присваивают за ударный труд и мужество при спасении колхозного добра почетное имя «Алтын-кыз» («золотая девушка»). В драме широко использованы мотивы народного творчества. Заканчивается она большим колхозным тоем (празднеством), на котором с песней о дружбе народов СССР выступает народный акын Алымкул Усенбаев. В финале хор исполняет песню о Сталине, написанную на мелодию А. Малдыбаева.

Второй музыкальной драмой является «Аджал-ордуна» (не смерть, а жизнь). Текст драмы написан поэтом-орденоносцем Джусупом Турусбековым, музыка — В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере. В ней развертывается картина событий 1916 г., когда киргизский народ восстал против своих угнетателей — царских колонизаторов и, преданный баями и манапами, но не желающий сдаваться в неравной борьбе, огромными массами покидает родину и уходит в Китай. Услышав весть о Великой Октябрьской социалистической революции в России, беженцы, после страданий на чужбине, возвращаются на свою, ставшую свободной, родину. Особенно волнующими сценами являются сцена-прощания повстанцев с родиной, с озером Иссык-куль и сцена продажи девушки Зулайки китайскому мандарину.

Крупным достижением киргизского музыкального театра является постановка первой киргизской национальной оперы «Ай-чурек», написанной по мотивам эпоса «Манас». В основу либретто (авторы Д. Турусбеков, Д. Боконбаев и К. Маликов) положен один из сказочных эпизодов — история похода доблестного Семетея, сына Манаса, отправляющегося на поиски похищенного любимого сокола и своей невесты Ай-чурек, дочери Ахун-хана, и освобождающего страну Ахун-хана от свирепых поработителей Толтоя и Чинкоджо. Музыка оперы, написанная В. Власовым и В. Фере, построена на киргизских народных мелодиях, среди которых широко использованы и оригинальные мелодии А. Малдыбаева. Эпическое полотно оперы изобилует богатыми бытовыми подробностями. В ней есть картины скачек, состязаний в стрельбе из лука, битвы, выезда Семетея на охоту, свадебного пиршества и др. В опере широко представлены хоры и танцы.{88}

Значительных успехов в овладении актерским мастерством и музыкальной культурой добились народные артисты республики Анвар Куттубаева, Касымалы Ешимбеков и Аширалы Боталиев, заслуженные артистки республики Сайра Киизбаева, Бибисара Бейшенбаева и многие другие. Заслуженный успех также выпал на долю талантливого постановщика, заслуженного деятеля искусств Аманкула Куттубаева, дирижера, заслуженного деятеля искусств Шейше Орозова, художника Гапара Айтиева. Заключительный концерт декады киргизского искусства прказал многосторонние дарования профессиональных артистов и представителей художественной самодеятельности. За выдающиеся заслуги в развитии киргизского театрального искусства 46 участников декады, работников Киргизского музыкального театра и Киргизской государственной филармонии были награждены правительством орденами и 25 — медалями Союза ССР. Среди них орденами Ленина были награждены Анвар Куттубаева и Абдылас Малдыбаев, орденами Трудового Красного Знамени был награжден ряд деятелей русского искусства, оказавших огромную помощь в деле развития киргизского искусства. Композитору и артисту Абдыласу Малдыбаеву присвоено звание народного артиста Союза ССР.

Всего в Киргизской ССР имеется 17 театров, из них 9 киргизских, 2 узбекских, 2 смешанных (киргизский и русский) и 4 русских. Больших успехов добился Театр юных зрителей, ставящий на киргизском языке пьесы «Сарынджи и Бокой» К. Ишмамбетова, «Овечий источник» Лопе де-Вега, «Маленький герой» К. Джантошева. Среди 7 колхозно-совхозных театров первое место занимает Пржевальский театр, утвержденный участником всесоюзного фестиваля колхозно-совхозных театров. Во всех театрах Киргизии объединено 1100 творческих работников. Много киргизской молодежи учится в театральных, музыкальных и хореографических учебных заведениях Москвы и Ленинграда.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев М. С. Орнамент горных таджиков и киргизов Памира. Ташкент, 1928.
  2. Виноградов В. Музыка Советской Киргизии, М., 1939.
  3. Выставка изобразительного искусства Киргизской ССР (каталог выставки), М.—Л., 1939.
  4. Дудин С. М. Ковровые изделия Средней Азии. Сб. Музея антропол. и этногр. АН СССР, т. V II, 1928.
  5. Затаевич Александр. 250 киргизских инструментальных пьес и напевов. М., 1934.
  6. «Известия», 1939, май—июнь.
  7. Искусство Советской Киргизии, М.—Л ., 1939.
  8. Киргизский музыкальный фольклор, М.—Л., 1939.
  9. Киргизский национальный спорт и игры, Фрунзе, 1928.
  10. Ковалев Е. П. Убийство Боку Чалкадыкова (очерк из быта кара-киргизов). Историч. вестн., 1907, № 9.
  11. «Правда», 1939, май—июнь.
  12. Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен, часть V. Наречие дикокаменных киргизов, СПб., 1885.
  13. «Советская Киргизия», 1938; 1939 (январь—июнь).
  14. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова. Зап. русск. геогр. общ. по отдел, этногр., XXIX , 1904.
  15. Тагеев М. Л. Памирские киргизы. Нива, 1897, № 38.
  16. Фелькерзам А. Старинные ковры Средней Азии. Старые годы, 1915, июнь.

______________________
[1] Настоящая статья представляет собою соответствующие разделы главы «Киргизы» из подготовленного к печати Институтом Этнографии АН СССР коллективного труда «Народы среднеазиатских республик и Казахской ССР». В статье, помимо литературы, использованы материалы, собранные научным работником О. И. Ивановой-Шацкой по поручению Института Этнографии в правительственных и научных учреждениях Киргизской ССР, а также рукописи по фольклору, предоставленные Киргизским научно-исследовательским институтом языка и письменности и Управлением по делам искусств при СНК Киргизской ССР. Среди них отметим рукописи М. Ауэзова, а также У. Джакишева и Е. Мозолькова об эпосе «Манас» и проф. В. Беляева о киргизской музыке.

Расскажи другим о публикации:

Похожие статьи: