Проблемы изучения кочевничества (номадизма)

1. Термин номадизм (кочевничество).

Начнем с определения термина кочевничество, т.к. уже здесь начинаются разногласия среди ученых.

Слово «кочевники» и его международный синоним «номады» в этнографической литературе до сих пор не имеют однозначного употребления. Наряду с подвижными скотоводами под кочевниками подчас подразумеваются бродячие охотники-собиратели. Такое употребление терминов приводит к путанице, поэтому представляется целесообразным закрепить термин «кочевники» лишь за специфическими формами подвижного скотоводства, а остальные роды хозяйственной деятельности, также подвижные, именовать «бродячими».

В связи с этим имеет смысл указать, на мой взгляд, основные признаки кочевничества.
Среди специфических признаков выделяются пять основных:

  1. скотоводство как преобладающий вид деятельности населения,
  2. экстенсивный характер хозяйства, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму,
  3. периодическая сезонная подвижность населения в пределах определенной пастбищной территории,
  4. участие в перекочевках большей части населения,
  5. преобладание натуральных форм хозяйства.

Но между учеными продолжаются споры, в ходе которых некоторые из них абсолютизируют лишь одну или несколько перечисленных мною особенностей кочевого скотоводства. К тому же каждый ученый пытается добавить к уже существующим признакам какой-то свой, или расширяют значение уже существующих (например, к уже перечисленным признакам можно добавить —

  1. относительно постоянная численность населения,
  2. основой кочевого общества является семья – собственник пастбищ и стад,
  3. социальная структура общества почти не изменилась в течение веков [Тортика А.А., Михеев В.К.] читать далее…

2. Периодизация истории кочевничества.

Следующей проблемой истории кочевничества является ее периодизация. По этому поводу существует в современной литературе три точки зрения.

Первая из них принадлежит таким ученым как Вайнштейн, Артамонов, Грязнов. Сущность ее состоит в том, что они подразделяют историю кочевничества на два периода – «ранних» кочевников и «поздних» кочевников. В основу этой периодизации кладутся не только различия в уровне социального развития, но в первую очередь хозяйственные и культурные различия, якобы существовавших между «ранними» и «поздними» кочевниками.

Другая точка зрения основывается на том, что развитие кочевых обществ в евразийских степях представляется непрерывным поступательным процессом от первобытнообщинного строя к раннефеодальным (прафеодальным), а затем и к развитым феодальным отношениям и даже к зарождению капиталистических отношений. При этом общества «ранних кочевников» – I тыс. до н.э. – обычно рассматриваются как догосударственные, а создание государства и классового общества приписывается лишь кочевникам средневековья [Лашук, Златкин].

И, наконец, третья точка зрения на периодизацию истории кочевников, основным представителем которой является Хазанов. По его мнению — история кочевников – неотъемлемая часть общеисторического процесса. Кочевники не только принимали участие в событиях мировой истории; сами эти события оказывали существенное воздействие на все стороны их жизни. Поэтому представляется допустимым разделить их историю на три эпохи – «эпоху древних кочевников», «эпоху средневековых кочевников» и «эпоху кочевников нового времени» – в соответствии с общей периодизацией всемирной истории.

3. Происхождение кочевничества.

Проблема выделения скотоводства в самостоятельную отрасль хозяйства и возникновения кочевничества настолько интересна и важна для исторической науки, что уже издавна привлекала к себе пристальное внимание ученых, анализировавших имеющиеся в их распоряжении разрозненные скудные фактические данные.
Во встреченной мной литературе я выделил несколько точек зрения на происхождение кочевничества.

  1. В прошлом существовала «трехступенчатая концепция». Ее сторонники утверждали, что кочевничество возникло из охоты и предшествовало земледелию. Эта точка зрения существовала долго, но с накоплением новых данных учеными начали выдвигать и другие гипотезы.
  2. Вторая точка зрения была очень распространена среди ученых во второй половине 20-го века. Она основывалась на том, что переход от комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства к кочеванию произошел в силу возрастания численности стад и появления проблемы обеспечения их кормами. Выход был найден в кочевании с одного пастбища на другое [Грязнов, Черников, Гольмстен].
  3. Оригинальную точку зрения высказал Руденко С.И. Он считал, что стимулом увеличения стад явился обмен между отдельными оседлыми общинами. Т.е. особо смышленые земледельцы-скотоводы увидели в коровах и овцах товар и стали обменивать его на оружие и предметы роскоши. А чтобы получить больше оружия и предметов роскоши, они стали увеличивать поголовье своих стад и вследствие этого перешли к кочеванию.
  4. Становление и развитие кочевничества происходило под воздействием комплекса причин. Среди таких причин можно назвать разделение труда, развитие социальных отношений, обмена. Но не менее важными причинами, приведшими к появлению кочевничества, были изменения природной среды, ландшафтов, растительного покрова степей. Всё это вместе взятое и повлияло на земледельческо-скотоводческое хозяйство и привело к появлению кочевников, поскольку оседлое население уже не могло удержать на прежнем уровне свое хозяйство и производственные отношения [Марков, Гумилев].

4. Теории собственности у кочевников.

По поводу собственности на средства производства у кочевников существует три точки зрения. Первая утверждает, что основным средством производства в кочевых обществах является скот [Толыбеков] и аргументы ее следующие:

  1. Кочевник связан со скотом. Формально никакой связи он с землей не имеет.
  2. Семейная собственность на скот возникла раньше, чем семейная собственность на землю.
  3. Процесс эксплуатации в кочевых обществах осуществляется с учетом результатов труда, направленного на уход за скотом.

Другая точка зрения утверждает, что основным средством производства является земля. Вот ее аргументы:

  1. Использование земли в виде пастбища у кочевников активно и целенаправленно.
  2. Формально собственность на землю общественная, но распоряжались ею в основном зажиточные кочевники.
  3. Прибавочный продукт, присваиваемый эксплуататором, создавался на земле (пастбища) и посредством земли.

Существует еще третья точка зрения, признающая землю и скот равными по-своему значения средствами производства. Эта точка зрения также возвышает человека, как основного производителя материальных благ.

5. Кочевники и теория стадиальной эволюции.

Еще одним важным вопросом истории кочевничества является вопрос о том, к какому типу докапиталистических обществ следует относит общества кочевников-скотоводов.
Некоторые теории говорят, что кочевники не вышли из стадии первобытного общества, занижая при этом уровни надстройки кочевых империй. Другие утверждают, что они (кочевники) перешли уже к феодальной стадии развития, при этом завышая уровень развития «базиса» кочевых обществ. Но существует точка зрения на кочевничество как на особый способ производства, свойственный именно им – кочевникам. Но, как говориться, сколько ученых, столько и мнений.

Хотелось бы привести точку зрения Хазанова А.М. Он выделяет пять основных форм номадизма.

  1. Североафриканско-переднеазиатская. В составе стад преобладали овцы и козы, а основным верховым животным был верблюд.
  2. Африканская. К югу от Сахары, при которой разводят преимущественно коров, а всадничество не получило сколько-нибудь широкого распространение.
  3. Евразийская. В составе стад преобладали овцы, имелся также крупный рогатый скот. Основным верховым животным была лошадь, транспортным тоже лошадь, и до недавнего времени вол.
  4. Тибетская. Высокогорье, с преобладанием яков в качестве важнейшего животного.
  5. Североазиатский. Сугубо оленеводческий.

Из географической составляющей проистекают и основные формы кочевания. Приведем только их основные типы.

  1. Все население кочует, не имея стабильных маршрутов перекочевок и нигде долго не задерживаясь. Это экстраординарный случай, известный лишь при переселениях, завоеваниях и последующем освоении новых территорий (авары 4 в., венгры 8-9 вв., торков 10 в., татаро-монголов 13в.). Археологические данные очень скудны и их трудно выделить.
  2. Все население круглогодично кочует по относительно неустойчивым меридиональном и радиально-круговым маршрутам. Стабильные зимовки отсутствуют. В новое время такой тип кочевания был отмечен в наиболее засушливых и бесснежных районах Казахстана, Туркмении, Монголии.
  3. Все население кочует по стабильным маршрутам, имея постоянные зимники. Земледелие отсутствует. Примером могут служить калмыки и часть казахов в новое время.
  4. Все население кочует весной, летом и осенью в меридиональном или вертикальном направлениях, возвращаясь на зиму к постоянным жилищам. Наряду с кочевым скотоводством практикуется земледелие, но лишь как подсобный вид хозяйства.
  5. Часть населения кочует большую или меньшую часть года в меридиональном или вертикальном направлениях, тогда как другая часть живет оседло и в основном занимается земледелием.

Два последних типа кочевания являются собственно разновидностью не кочевого, а полукочевого хозяйства.

Статьи на сайте по проблемам номадизма

 

Расскажи другим о публикации:

Похожие статьи: