Термин кочевничество (номадизм)

Марков Г.Е. —

До настоящего времени в литературе нет единства в понимании терминов «кочевничество», «кочевое», «полукочевое», «полуоседлое» скотоводство . К числу кочевников относят иногда пеших и конных охотников. Одни авторы полагают, что к числу кочевников следует относить только «чистых», очень подвижных скотоводов; другие — также полукочевников, полуоседлое население. Определение «кочевничество» ставится зачастую в зависимость от амплитуды кочевания или отсутствия земледелия, полуоседлых жилищ и т. п.

Думается, что при определении типа скотоводческого хозяйства как «кочевого» перечисленные признаки существенны, но не определяющи. Так, степень подвижности скотоводов — (величина непостоянная и зависит от количества скота, сезона, природно-климатических условий в данном году, ландшафта и т. п., причем одна и та же скотоводческая группа, сохраняя свой хозяйственный тип, может кочевать в разных местностях на различные расстояния.

Отнесение к числу кочевников только «чистых» скотоводов вообще лишено основания. Как известно, ни один хозяйственный тип, в том числе и кочевничество, никогда не существовал в чистом виде., Хозяйство всегда комплексно. Но при этом в хозяйственном комплексе одни виды деятельности занимают подчиненное положение, тогда как другие дают основные средства для существования, определяя собой хозяйственный тип. Так, у кочевников на разных этапах их истории и в разных местах земледелие, торговля, ремесло, сопровождение караванов, грабеж и т. п. играли то большую, то меньшую роль. Но основу их существования всегда составляло экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок.

Хазанов А.М. —

Различные ученые вкладывают в термин «номады» различный смысл, причем с давних пор в его употреблении заметны две основные тенденции. Для одних номады — все, кто ведет подвиж-ный образ жизни, вне зависимости от его хозяйственной специфики, для других — экстенсивные и подвижные скотоводы, совсем не занимающиеся земледелием или практикующие его в ограниченном размере, в качестве второстепенного и вспомогательного занятия. Первое, слишком расширительное понимание номадизма, кажется, по-степенно выходит из употребления, хотя и встречается до сих пор.

На мой взгляд, бродячие охотники и собиратели, с одной стороны, и подвижные скотоводы, с другой, имеют между собой слишком мало общего, чтобы объединять их под общим наименованием. Основы их хозяйства, в первом случае присваивающего, во втором — производящего, принципиально различны; поэтому сама их подвижность вызывается различными причинами и носит различный характер. В равной мере термин «номады» неприменим и к другим подвижным группам, будь то этно-профессиональные группы вроде цыган, или так называемые «морские кочевники» Юго-Восточной Азии, или не полностью оседлые земледельцы, или некоторые группы рабочих в современных индустриальных государствах (т. н. индустриальная мобильность). Поэтому за охотниками и собирателями, не ведущими оседлый образ жизни, лучше всего закрепить термин «бродячие» (соответственно: полубро-дячие, полуоседлые и т. д.), за подвижными экстенсивными скотоводами — «кочевые». Однако если понимать под номадами любых подвижных скотоводов, это также приведет к слишком широкому и неопределенному употреблению термина, потому что скотоводство представлено весьма разнообразными формами. Очевидно, определение кочевого скотоводства как особого вида производящей экономики должно исходить из совокупности тех его хозяйственных особенностей, которые отличают его от остальных родов, видов и даже разновидностей хозяйственной деятельности.

Марков Г.Е. —

Так, у кочевников на разных этапах их истории и в разных местах земледелие, торговля, ремесло, сопровождение караванов, грабеж и т. п. играли то большую, то меньшую роль. Но основу их существования всегда составляло экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок. [Г.Е.Марков, Кочевники Азии, 1976, с. 8]

Плетнева С.А. —

Термин «кочевничество» в настоящее время определяется этнографами как такой тип экономики, при котором основным производящим хозяйством является скотоводство с круглогодичным выпасом скота и участие в кочевании вместе со стадами подавляющей части населения. Действительно, это ведущие черты при узкоэкономическом толковании данного типа экономики. Полная характеристика «кочевничества» возможна только при рассмотрении всех особенностей кочевого образа жизни, т.е. не только в экономике и общественных отношениях, но и в политике, быту, материальной культуре, идеологии. [С.А.Плетнева, Кочевники южнорусских степей в эпоху среденевековья (IV — XIII века), 2003, с. 7]

И, наконец, наиболее полное определение, что же такое кочевничество…

Хазанов А.М. —

На мой взгляд, к числу важнейших особенностей кочевого скотоводства, определяющих его хозяйственную сущность, относятся:

  1. скотоводство как преобладающий вид хозяйственной деятельности;
  2. его экстенсивный характер, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму;
  3. связанная с потребностями скотоводческого хозяйства периодическая подвижность в пределах определенных пастбищных территорий или между ними (в отличие от миграций);
  4. участие в перекочевках всего или большей части населения (в отличие, например, от пастушеского или отгонно-пастбищного скотоводства);
  5. натуральный, т. е. направленный в первую очередь на удовлетворение непосредственных нужд характер экономики (в отличие от современного капиталистического ранчо или молочного фермерства). [А.М.Хазанов, Кочевники и внешний мир, 2002, с. 84-85]

Расскажи другим о публикации:

Похожие статьи: