В. Г. Тан-Богораз. О работе Е. Д. Стрелова: «Одежда и украшения якутки в половине XVIII века»
(Советская этнография, 1937, №2-3, стр. 73-74)
Часто совершенно справедливо отмечается крайняя скудость археологических работ по якутам. Суждение это можно было бы распространить и указать, что вообще по огромному и разнообразному кругу народов, обитающих на севере и северо-востоке Евразии, археологические работы, в сущности, еще не начаты. Все так называемые малые народности крайнего севера, обитающие вдоль полярного прибрежья, от норвежской границы до Берингова пролива и от Берингова пролива до китайской границы, а также внутри страны по северной таежной полосе, до сих пор совершенно выпадают из археологической работы. Якуты, среди которых работал Е. Д. Стрелов, занимают обширный бассейн Лены и ее притоков. Другой не менее обширный бассейн реки Амура, в сущности, говоря, был затронут археологической работой только последней экспедицией Института антропологии, археологии и этнографии Академии Наук СССР 1935 г.
Работа Е. Д. Стрелова и по своему объему и по содержанию является весьма ограниченной. Она относится лишь к нескольким погребениям богатых якуток и, таким образом, описывает парадную одежду и украшения якутки в половине XVIII в. Правда, вещи, заключавшиеся в погребениях, прекрасно сохранились и дали возможность автору приложить к своему описанию несколько таблиц очень эффектного вида. Интересно отметить указание автора о том, что одежда, описанная им, до такой степени не похожа на обычную древнюю якутскую одежду, что выставленные в якутском музее рисунки художника Носова вызвали у многих сомнения в принадлежности описанных погребений именно якутам, а не другим народностям Якутии.
Мы видим, таким образом, что в ближайшем окружении якутского музея многие работники имеют до сих пор весьма неопределенные знания об элементах якутской материальной культуры.
К сожалению, коллекции, собранные автором, не идут дальше парадной одежды и парадных украшений. По-видимому, в погребение не были вложены никакие рабочие орудия, обычные для якутских женщин XVIII в.
Таким образом, новое знание, получаемое из указанных раскопок, относится к сочетанию мехов, шелковых материй и сукна, вышивок, разноцветного бисера и бус, меди с серебром и т. д.
Я все-таки считаю полезным напечатать эту работу в таком виде, как она представлена.
Отмечу еще одну подробность: в украшениях, составленных из бисера, кожаных полосок и медных колец, большое значение имели медные трубочки. {74} По указанию автора эти медные трубочки – самое обычное явление в старинных могилах – встречаются также и в украшениях последнего времени.
Я должен указать, что также в шаманских одеждах, в украшениях бубна, плаща и нагрудника весьма часто встречаются такие же медные трубочки, которые, по объяснению туземных специалистов, служили для того, чтобы временно прятать душу пациента после того, как шаман во время своего полета успеет отнять ее у духа-похитителя. Похититель погонится сзади, тогда,чтобы спутать его, шаман спрячет душу в одну из этих многочисленных трубочек – колдогон.
Было бы интересно установить отношения между этими двумя типами медных трубочек, обыкновенных, служащих для украшения женской одежды, и специальных, служащих для надобностей шаманского действия.
Далее мы имеем любопытное описание одежды, наглухо зашитой для того, чтобы связать движения покойницы, если бы она после смерти захотела вернуться к живым.
Автор, к сожалению, относится к этим любопытнейшим предосторожностям как-то мимоходом, и описания его недостаточно подробны.
Он, например, сообщает, что ему приходилось иметь дело с такими погребениями, где крышка надмогильного сруба была закреплена поперечными брусьями, концы которых пропускались через отверстия в столбах. Правда, этот материал был частично опубликован в трудах общества «Саха-Кескиле».
Но, конечно, было уместно, во-первых, приложить и к данной работе соответственные чертежи, а во-вторых, дать более точную схему предохранительного зашивания погребальной одежды.