Развитие кочевничества как науки. Первые шаги
Введение
Данный раздел посвящен становлению номадизма как науки. Начиная от первых заметок о кочевников еще в трудах древних ученых и заканчивая современным состоянием, когда кочевничество превратилось в серьезную научную дисциплину.
Хотелось бы уточнить, что современный этап, представлен в основном отечественной историографией кочевничества. Во многом это обусловлено тем, что именно в нашей стране номадизму уделялось очень много внимания, тогда как в зарубежной науке сами кочевники и их роль в истории очень сильно занижались. При написании использовалась следующая литература:
- С.А. Плетнева, Кочевники средневековья, 1982
- Н.Н. Крадин, Кочевые общества (проблемы формационной характеристики), 1992;
- Н.Н. Крадин, Кочевники Евразии, 2007
Этапы развития науки о кочевниках.
В современной историографии номадизма можно выделить несколько этапов развития.
Для начала хотелось бы обратить внимание на некий «пред-этап» — это упоминание кочевников и описание их нравов древними источниками (Библия, ассиро-вавилонские источники).
В них мы не встречаем каких либо серьезных описаний, а лишь присутствуют редкие и скудные сведение.
Перейдем непосредственно к самим этапам:
Этап 1
Античность и частично средневековье. Здесь мы встречаем лаконичные сведение о быте и нравах кочевников, списанных как бы под копирку. Можно выделить сочинения Геродота, Диодора, Сымя Цяня, Аммиама Марцеллина, Марвази. На данном этапе происходит отделение кочевников и противопоставление их оседлому миру. Но кочевники выступают еще не по отдельности, как различные племена, а как единая масса, находящаяся на другом конце цивилизации. На этом же этапе развития сведений о кочевниках выделяются две основные тенденции в восприятии кочевников.
Первая может быть названа «идеализаторской». У многих современников и историков создавалось приподнято-восторженное отношение к степным «рыцарям» –
- Тесное общение кочевников с природой, с животными, особенно с одним из самых красивых и благородных из них — конем,
- искусство всадничества,
- развитые до виртуозности военные навыки,
- обычай побратимства,
- подчеркнутое уважение к старшим и к памяти предков,
- суровые степные законы, наказывающие мучительной смертью за воровство и прелюбодеяние.
Это усугублялось еще бросающейся в глаза путешественников личной свободой рядовых всадников. Известно, что даже великие ханы нередко избирались в степях на сходках, в которых принимали участие не только богатая родовая аристократия, но и простые воины.
Существует и другая точка зрения античных авторов, и назвать ее можно «негативной». В ней выделяются мрачные и неприятные стороны степняков:
- жестокость к врагам и беспощадность к побежденным,
- грязь и предельная непритязательность в быту,
- вымогательство подарков (своеобразное взяточничество),
- чрезмерное, граничащее с низкопоклонством почитание сильных мира сего.
Древние европейские и переднеазиатские авторы с раздражением и неприязнью описывали даже внешний вид тюрко- и монголоязычных кочевников — их поражала нередко резко выраженная монголоидность, кажущаяся некрасивой европейцам, иранцам и семитам. И даже пристрастие к коням расценивалось в сочинениях «критической» группы авторов, как чудовищное извращение. В древних сочинениях и легендах появлялись образы фантастических, диких и безобразных кентавров.
Этап 2
Данный этап охватывает средневековье и часто нового времени. Особое место номады занимают в трудах Рашида ад-Дина, Ибн-Хальдуна. Устанавливается их связь с той экологической нишей, в которой они пребывают. Теперь номады это часть общества, а не антипод цивилизации, и ее побочный продукт.
Ибн-Хальдун рассматривает две основные формы примитивности — общины земледельцев и кочевых скотоводов. Переход к государственному состоянию (цивилизации) у первых осуществлялся «органично», в силу внутренних факторов. Кочевники же «самые дикие из людей и по отношению к цивилизованным людям занимают ступень дикого, необузданного и хищного животного». Они привычны к суровой жизни, полной лишений, активны и подвижны, среди них нет неравенства и раздоров. По этой причине они хорошие воины и составляют прочную группировку, способную завоевать изнеженных, трусливых и разобщенных неравенством земледельцев. Далее он рассматривает эволюцию кочевых обществ, вплоть до становления у них государства. Это уже можно назвать первыми шагами в сторону осмысления той роли, которую играли номады в историческом процессе.
Примерно в середине ХVIII в., появляются первые сводки по истории Китая, основанные на переводах китайских летописей. Кочевые народы в них рассматриваются постольку поскольку, в связи с историей Китая. В это же время выходит и первое специальное сочинение по истории кочевников — книга профессора Сорбонны и хранителя древностей в Лувре Ж. Дегюня (1756-1758). Спустя столетие эта книга вызовет резкую критику со стороны русского ориенталиста Н.Я.Бичурина. Но, тем не менее, для нас Дегюнь был первым, кочевниковедение как наука, начинается именно с него.