Д. Д. Букинич. Старинный костюм джемшидов и хазара в СССР.

(По материалам Среднеазиатской экспедиции Академии Наук СССР 1928/29 г.

(Советская этнография, 1938, №1, стр. 118-128.)

{118} Живущие в СССР джемшиды принадлежали к следующим родовым группам: маудуди, муртузеи, бели, голгенди, дезвери, камбари, кохчи, саузеки, сейфедуни, тавак-вардор, тарбур, халифети, шахбати, шегей, шериф-беленди, шуледжи, шултури. Среди живущих в СССР хазара были представлены следующие роды: авдул, аутава, беренгари, дейзенги, джаффари, зеймат, казиходжа, калянзаи, кахка, кипчак, кундалян, исембога, логери, мамака, нугдери. В 1928/29 г. главная масса этих джемшидов и хазара была расселена в Кушкинском районе Туркменской ССР. Два наиболее крупных сгустка джемшидского населения расположены были — один на ст. Чемени-Бид, другой в сел. Шур-Чешме. Только две группы джемшидов, не имевшие зимних кишлаков, оставались на зиму в своих кочевьях на большом расстоянии от Чемени-Бида. Все джемшиды Пушкинского района были приписаны к Чемени-Бидскому аульному совету.

Обычно джемшиды при расспросах об их численности называли цифру от 700 до 900 кибиток. По официальным сведениям, полученным от председателя аульного совета, к этому совету было приписано 350 кибиток с населением в 1371 чел.

Джемшиды жили в России еще до Октябрьской революции. Из обследованных кочевок 14 жили в России уже от 15 до 25 лет, 12 кочевок переселились на территорию СССР непосредственно после Октябрьской революции, и только две кочевки переселились несколько позднее.

Организация кочевок джемшидов и хазара в 1928/29 г. была основана главным образом на родственном принципе. В большинстве случаев кочевье состояло из членов одного рода. На ряду с этим наблюдались случаи, когда вместе с джемшидами кочевали представители других народностей, напр., зейкени, мишмаст и др. В кочевье Шанауаз кочевали вместе джемшиды и хазара, причем те и другие сохраняли отличия в своем костюме.

Мужской костюм. Главной частью мужского костюма иранских народностей Кушкинского района является просторная длинная рубаха — пирен (Piräne-märd) и не менее просторные сборчатые штаны. Рубаха зури и белуджей отличается неимоверно большим количеством складок (čin) или сборок (посадка), как ниже кокетки и спинки, так и на рукавах. В таких рубахах бывает на каждом боку до 16 складок и на каждом рукаве до 30. Широкие складчатые рукава у манжета суживаются. Ворот прямой, воротник стоячий.

Покрой джемшидской и хазарейской рабочей рубахи отличается от белуджского только тем, что фасон клеш достигается не таким большим количеством складок, а лишь клиньями, вшитыми на боках. Иногда вставляются еще добавочные клинья на передней и задней стороне. Верхушки боковых клиньев, как правило, всегда бывают срезаны, и на месте срезанной части вшивается ластовица в виде равнобедренного треугольника, обращенного вершиною к подмышке. Материалом большею частью служит домашняя самотканка — карбас. В наряд- {119} ных рубахах, особенно в женских и детских, ластовицы вшиваются из другой какой-либо цветной материи. Кокетка и спинка (вернее, плечевая часть рубахи) выкраиваются из одного куска материи прямоугольной формы, сложенного вдвое.

Костюм джемшид-кочевника

Рис.1. Джемшид. (Колл. ИАЭ №3854-112.)

Рукава вшивные, скошенные, длиною около 60 см. Под плечевую часть рубахи (под кокетку) подшивается подкладка. Ворот нарядной рубахи прямой, у рабочей же рубахи воротом служит вырез от плеча к плечу. Удобство таких рубах заключается в том, что ее можно дольше не сменять, одевая переднюю загрязненную сторону назад. Такой фасон рубахи был широко распространен по всей Средней Азии (например у узбеков); по указанным же соображениям также двусторонник рубахи шьется часто и для детей.

Ворота и приполки к мужским рубахам (как и к женским) изготовляются отдельно. Такие заготовки обычно богато вышиваются или простегиваются частой мелкой стежкой. Особенным богатством вышивки отличаются женские ворота. Общая их форма — в виде полоски с развилкой (последняя служит воротом, а нижняя часть приполком); у туркмен также ворота богато расшиваются.[1].

Размеры рубахи вариируют около 1 м длины и 150 см ширины в подоле. Ширина в плечах около 50 см. Надевается рубаха непосредственно на тело ловерх штанов. Поясом подпоясываются в редких случаях.

Мужские штаны (Tummuni-märd) всегда шьются глухими на вздержке {тоже из карбаса). Каждая штанина имеет пятиугольную форму и сшита из трех кусков материи. Два из них имеют форму трапеции, а третий — форму продолговатого прямоугольника. Верхний край загнут рубцом кнаружи. В этот рубец пропускается гашник, вздержка (nuvore-tummun), которым штаны затягиваются спереди. Внизу штанина плотно облегает щиколотку.

Чем длиннее берутся полосы, из которых выкраиваются штаны, тем больше складок они образуют, что считается признаком соблюдения моды, особенно {120} у белуджей. Ходовые размеры штанов следующие: длина около 90 см, ширина около 150 см. На одни такие штаны идет около 10 м бязи. Заправляются штаны таким образом, чтобы складки спускались дугообразно от передней стороны к задней. И рубаха и штаны служили одновременно и верхним костюмом и нижним бельем. Надевались штаны на голое тело под рубаху.

Покрой туркменских штанов значительно отличается от афганского. Они всегда с большою мотнею, что достигается вставкою в паху куска материи треугольной формы. Колоши (штанины) их более узки в нижней части, и потому они не образуют складок, как в белуджских штанах. Подобная форма с обширной мотней может быть объяснена необходимостью езды на верблюдах, когда приходится высоко закидывать ногу, садясь, например, через шею верблюда. Афганцы реже ездят на верблюдах, передвигаясь больше пешком или на лошадях.

У оседлых горных таджиков штаны уже совершенно без складок и приближаются к европейской форме.

Своеобразный покрой складчатых штанов является стандартным для всего Афганистана. Летом в них не жарко, а с наступлением холода в них держится тепло. Однако по поводу широких многоскладчатых штанов автору пришлось слышать объяснения от самих кочевников. Отправляясь в далекий путь, они с намерением шьют штаны с запасом материи как и для чалмы и для пояса, которым обматываются по нескольку раз. Запас необходим на случай смерти кого-либо из спутников (на саван покойнику).

Для мужчин белая долгополая рубаха и белые сборчатые штаны в летнее время составляют весь будничный костюм. Его дополняет лишь жилет «воскат» (voskat). Без жилета появляться в обществе считается неприличным.[2] У джемшидов преобладает черный матерчатый жилет, прошитый белою ниткою тамбурным швом, а у хазары суконный буроватого цвета с особенной расшивкой кармашков. Покрой жилета европейский с проймами и оторочкою из тесьмы спиральным орнаментом. Жилетное сукно большею частью хазарейского изготовления. Жилеты более тонкого сукна собственного изготовления из козьего пуха (kurku) являются признаком франтовства. Особенно богатая расшивка встречается у кочевников-афганцев. Здесь и парча, и шелк, позументы, английские пуговицы, монеты. В таких шикарных жилетах щеголяют иногда джемшиды.

Верхним мужским костюмом служит «джаман» (jaman), представляющий, собою халат, по покрою ближе всего подходящий к туркменскому халату.
Мы опишем покрой этой стандартной формы.[3]

У туркменского халата спинка и борты шьются из цельного куска прямоугольной формы, сложенного вдвое; в области плеча к краям этого куска подшиваются скошенные рукава. Бочек каждой стороны сшивается из пары клиньев. Вместо ластовицы в подмышках вшиваются два треугольника, соединенные своими основаниями с дополнительным клиновидным лоскутом. Этот дополнительный клин и составляет существенную часть всякого турменского халата стандартной формы. Замена простейшей ластовицы формы небольшого равнобедренного треугольника двумя удлиненными треугольниками с дополнительным клиновидным лоскутом придает рукаву в подмышках более широкие размеры, что дает возможность надевать халат на другую одежду или на другой халат меньших размеров.

Джемшидский национальный халат отличается от туркменского только материалом, более тонким и более прочным (самотканка), а также и окантовкой, которая, впрочем, применяется и в туркменских халатах. Для окантовки употребляется особый инструмент, так называемая «карга» (бердечко для выши- {121} вания). По два. джамана одевают только в праздники. Ватных халатов не носят. Хазара также одеваются в джемшидский джаман, но зачастую носят и пиджаки-курта (kurta). Подпоясывают джаман шелковым поясом (kämär-bänd).

Костюм хазара 20-е годы XX века

Рис. 2. Хазара Раджаб в праздничном костюме. (Колл. ИАЭ № 3921-24.)

Зимней одеждой, как у джемшидов, так и у хазары, служит шал (şal) — халат из арчячины с длинными рукавами. Его обыкновенно одевают поверх джамана в накинутом виде и редко продевают руки в рукава. Носят даже летом как выходной костюм. Шьют его или из шерстяной материи, или из харазейского сукна, изготовлением которого занимаются бербери.

Необходимо упомянуть еще и о зимнем кошемном халате у пастухов, называемом «наматом» (čaydam), из кошмы белого или темного цвета собственной валки. В Кушкинском районе наматы бывают трех разных форм: с короткими рукавами, с длинными рукавами и в форме бурки. Собственно говоря, рукавами пастухи почти не пользуются. В них прячут руки лишь ночью во время сна. Обычно же халаты накидываются на манер кавказской бурки. В случае необходимости действовать руками, в рукавах имеются прорезы, в которые продевают руки. Отсюда, повидимому, и возникла особая форма уже национального афганского халата с глухими декоративными рукавами, так называемыми кусева — «кусей». Кусеву носят и джемшиды. Покрой простейшего джемшидского кошомного халата с глухими рукавами отличается тем, что он выкраивается из одной цельной кошмы. При сшивке его ограничиваются одним швом с каждой стороны. С внутренней стороны такие халаты подшивают (но не простегивают) подкладкой,, набранной из кусков той же кошмы разной формы и размера.

Опишем полный костюм чабана. Накинутый на плечи кошомный халат (čaydam) с торчащими как дудки короткими рукавами, за плечами котомка дйя хлеба (hejvä, torba) и мешочек из требухи для кислого молока (samgal); в руках специальная чабанья палка с утолщенным нижним концом, который он при надобности бросает в стадо, действуя на подобие бумеранга; на ногах обмотки (peševa) и простейшие, собственного изготовления, поршни (caruq) из плохо обделанной козлиной шкуры; на голове небрежно намотанная чалма (salla), поверх шапочки (тюбитейки).

К зимнему же костюму относятся еще овчинные тулупы гератского происхождения, богато расшитые шелком. Они, так же как и кусева, не имеют широкого {122} распространения в Кушкинском районе. Судя по характеру орнамента, они, повидимому, происходят из Ирана.

Нужно отметить, что среди джемшидов и хазары приходилось встречать и мужские шали, накидываемые на плечи, которые так широко распространены в Афганистане и чаще встречаются среди белуджей (у последних они большею частью завозные из Афганистана). Такие шали, кустарного производства, отличаются тем, что сшиваются из двух полос, у которых рисунок по концам и краям подобран таким образом, чтобы при сшивании получилось симметричное обрамление. Кустарное тканье для шалей представляет собою редину, у которой основа хлопчатобумажная, а уток — шерстяной. Наиболее ходовые шали имеют поле льняного цвета с желтоватым оттенком; концы коротких сторон расшиваются разноцветными шерстяными нитками. Нитки основы на коротких сторонах связываются в кисточки. Размеры шалей 3 х 1.3 м. Шали удобны тем, что во время холодов в них можно кутаться: они заменяют легкие одеяла (вместо шалей иногда носят теплые европейские пледы), служат подстилками и т. д.

Особенно оригинальным в мужском костюме является головной убор — чалма (салля — salla, по-белуджски linguto). Средние ее размеры: длина 6.5 м, ширина 70 см. Оригинальным является, собственно говоря, не самая чалма, распространенная по всему мусульманскому востоку, а способ ее повязывания.

Наиболее искуснымспособом считается способ «пешеури» с торчащим кверху концом, распущенным в виде веера. Таким же отличительным фасоном является способ повязывания «кабули» с длинным концом, свешивающимся сзади. Другие, более простые, способы повязыванйя: «аймаки» — с коротким концом, свешивающимся сбоку, и «кокчи-пич» (kokci-pic) — с концом, свободно охватывающим шею. Третий способ наиболее распространен среди афганских узбеков (как и у узбеков СССР), а последний у южных кочевников Афганистана.

Все перечисленные фасоны можно встретить среди джемшидов и хазары.

Процесс повязывания чалмы состоит в следующем: начинают наматывать с затылка справа налево. Иногда наматывают спереди. Один конец оставляют свободным, свешивая его сзади несимметрично, или же пропустив его под подбородком, и подтыкают под чалму. Другой конец или подтыкают под чалму же сбоку, или пропускают вверх в виде веера. Если желают придать чалме пышный вид, ее предварительно пропускают через согнутую ладонь, скручивая в виде жгута. Самый распространенный цвет чалмы белый, а у кочевников-афганцев — черный, реже синеватый или серый из хлопчатобумажной материи. Длина чалмы достигает 3 и даже 6 м. Знатные афганцы носят шелковую чалму. Джемшиды иногда носят шерстяную чалму домашнего тканья, темного, вишнево-красного цвета с бахромой и рединой на концах. Под чалмами мужчины носят простую тюбитейку домашней работы из фабричной материи, простеганную или иногда вязаную. Находиться в обществе и даже дома с непокрытой головой считается неприличным, и потому в тюбитейках даже спят.

В Афганистане практическая сторона повязки чалмы особенно хорошо прослеживается. Любопытные наблюдения сделаны автором по пути через Южный Афганистан. Стоит подуть ветру со стороны Регистанской пустыни, как кочевники уже завешивают нижнюю часть лица концом чалмы таким способом, чтобы она свешивалась с кончика носа в один ряд. Конец чалмы служит предохранителем от пыли. При усилении ветра оставляются открытыми только глаза. При наступлении холодов длинным концом чалмы окутывают уши и нижнюю часть лица несколько раз, и чалма заменяет собою меховую шапку. У южного кочевника длинный конец подоткнут под чалму сбоку, но настолько свободно, что отвисает под подбородком.

Другую картину приходится наблюдать в Северном Афганистане среди полукочевого населения — узбеков, у которых распространен фасон «аймаки». Узбек {123} наматывает чалму небрежно и в свободный конец при возвращении с базара на ишаке завязывает мелкие покупки.

Иную картину приходится наблюдать в больших городах. В вечернее время ло шоссе, идущему от Кабула к Бала-Гиссару, принята совершать прогулки пешком. Освободившиеся от службы виновники и офицеры медленно прохаживаются в обычных халатах и в той же чалме, сбросив дома официальный военный костюм или шапочки мирзы. Чалма повязана уже по фасону «кабули» с длинным концом, свешивающимся сзади почти до пят, и другим концом, торчащим спереди и тщательно расправленным веерообразно. Чалма уже никакого практического назначения не имеет.

Чалма надевается поверх тюбитейки. Простые мужские тюбитейки шьются из хлопчатобумажной ткани. Они всегда на подкладке и простеганы иногда с тонким слоем ваты. В покрое их два образца. Юдин покрой, более распространен ный, из цельной полосы материи, верхний край которой образует рубец. Сквозь него пропущена тесемка. Путем стягивания этой тесемки образуется верхняя часть шапочки (тулья), собранная в складки, а нижний край простегивается. Другой покрой более сложен. Тюбитейка, сшивается уже из нескольких лоскутов различной формы и из разной материи: продольного, прямоугольного для образования бортов шапочки, и одного квадрата с четырьмя секторами по его сторонам — для образования верха шапочки. Белуджи носят иногда под чалмою валеные высокие кошомные тюбитейки или же афганские конусообразные (из Герата), из простеганной материи с парчевой нашивкой на верхней части. Край этой нашивки имеет зубцеобразную форму.

В связи с головным убором уместно будет коснуться и способов гримировки лица, особенно широко распространенной в Афганистане, И джемшиды, и хазара удержали еще этот обычай в Кушкинском районе. Искусно повязанная белая чалма как нельзя лучше гармонирует с подкрашенными сурьмою веками.

Необязательною частью мужского костюма являются еще особые обмотки (dast-pic и poy-pic), представляющие собою тесьму шириною около 10 см с одним тупым концом и другим — в виде остроконечного язычка со шнурком. Часть язычка, приходящаяся наружу, богато вышита разноцветными нитками. Обматывают или манжет рукава, или же конец штанины.

Переходя к описанию обуви, нужно сказать, что наибольшим распространением пользуются джемшидские «чаруги» (caruq), представляющие собою глухие кожаные боты, изготовляемые местными мастерами. Носят также и туркменские «кауши» (kaus). Афганские оригинальные сандалии также можно встретить у франтов. Чаруг выкраивается из цельного куска кожи, причем края передней части делаются тисненными для образования складок. В вырез этой передней части вшивается клин. Подметка подшивается сплошь шпагатом или же кожаными ремешками, причем на месте каблука между подметкою и заготовкою подшивается три или четыре постепенно выклинивающихся куска кожи. Подобный покрой чаругов широко распространен среди кочевников пустынных и степных районов. Их носят также и туркмены. Джемшиды и хазара ходят еще в каушах (kaus) более простого покроя. На каменистых почвах Афганистана больше распространены так называемые «пайзоры» — туфли с загнутыми носками на толстой подошве, подбитой шляпочными гвоздями. В Кушкинском районе туфли на гвоздях встречаются реже, очевидно вследствие большей мягкости почв.

Наиболее примитивны пастушьи поршни. Они шьются из цельного куска козлиной шкуры в виде лаптя таким образом, что шерсть приходится наружу. Характерным является способ затягивания поршня при помощи одного только шерстяного мягкого шнура, пропускаемого через петли вдоль края поршня. Вдоль края прорезан ряд отверстий, через которые шнур пропускается, начиная от носка, где один конец шнура укрепляется. При этом шнур образует ряд петель вдоль краев поршня на более близком расстоянии друг от друга — у подъема и на более далеком — у щиколотки. Начиная от носка, шнур в части подъема обра- {124} зует зигзагообразное плетение путем пропускания через петли. Начиная от конца подъема, с наружной стороны правого поршня шнур переходит к противополож­ ной внутренней стороне, образуя одну большую петлю, служащую для затяги­ вания передней части подъема, и отсюда обратно к наружной стороне, также обра­ зуя свободную петлю для подтягивания,поршня со стороны пятки. На левом поршне шнур пропускается через петли в обратном порядке. Поршень надевается через свободное пространство, остающееся между плетением на подъеме и задним краем поршня. Наличие петель позволяет регулировать тугость затяжки, что необходимо для одевания кошемного носка или портянки. Свободный конец шнура используют еще и для лучшего закрепления обмоток.

В женском костюме уже больше отличий между джемшидами и хазарою. В свою очередь те и другие отличаются по костюму от племен афганского корня.

Женская рубаха (piräne-zan) по покрою почти не отличается от мужской. Ниже кокетки складки или посадка. Женская рубаха лишь длиннее и всегда цветная (излюбленный цвет — красный). Длина вариирует около 1 м, ширина подола по окружности около 2.3 м. Рукава скошенные и оканчиваются манжетами. Вместо ворота вырез. Прополок или вся кокетка расшиты особенно искусно и украшены пуговицами, иногда раковинами. Вырез ворота и шейная его часть оторачиваются какой-либо материей другого цвета.

Характерной особенностью покроя рукава, типичного для хазарейских рубах, у пожилых женщин является прямоугольная форма выкройки, просторные размеры и сшивка из двух частей разного цвета. Если рубаха сшита из хазарейской домотканки (обычно вишневого цвета), то верхняя часть рукава, подшитая к ластовице, шьется из какой-либо материи темного цвета, например синей.

По этим темным вставкам в верхней части рукава можно отличить хазарейку от джемшидки. Нужно заметить, что в монгольском женском дэле (верхнем костюме) также применяются вставные части на рукавах, но у монголок они обычно расцвечены вьшщвками и парчею. Более приближается к хазарейскому бурятский женский дэль из более скромного материала для вставных частей рукава.

В женских штанах два покроя. Один описан нами выше для мужских штанов со сборками; другой, более оригинальный, представляет собою две юбки, сшитые в паху таким образом, чтобы образовать штанины. Эти «юбочные штаны» совершенно схожи с нижней юбкой иранских горожан (напр, хамаданских). Иранские юбки только короче и в паху имеют небольшой врезанный клин. Юбочные женские штаны (tummuni-aymaki) носятся, главным образом, хазарою, но встречаются и у джемшидок. Их носят также и теймури. Юбочные штаны шьются из фабричной цветистой материи красноватых тонов. Покрой самый простой: два куска материи сшиты таким образом, чтобы образовать две просторные штанины длиною в 48 см и шириною (по окружности) 1.6 см; длина штанины от паха до нижнего края 48 см; в паху вставлен кусок той же материи в виде ромба по 10 см в стороне. По краям каждой штанины нашиты тряпочки малинового и красного цветов в виде прямых полосок и пиловидной формы. Поверх полос нашиты треугольнички, образующие большие пирамиды из тряпочек зеленого, красного и малинового цветов. Гашник пропускается в заворот, шириною 6 см. Самый гашник представляет собою шерстяную вязаную тесьму, шириною 3 см, длиною 1 м, с кисточками на концах. Тесьма связана из белых и розовых ниток.

Кочевницы-афганки носят только сборчатые штаны, почему этот фасон получил название «афгани» (tummuni-augan). В Кушкинском районе такие штаны носят женщины из рода мичмас.

Женский джаман обычно двубортный, шьется у богатых из шелковой материи или полушелковой, большею частью вишнево-красного или яркозеленого цветов. Спинка и оба борта выкраиваются из одного куска материи, сложенного вдвое, длиною около 2 м. К боковым сторонам спинки и бортов пришиваются {125} запошивным швом 4 косых клина той же материи со срезанными верхушками. Между собою все клинья не сшиваются, а в средней части оставлен прорез, скрепление которого нужно считать характерным для женских джаманов. Края прореза обшиваются какой-либо матерчатой тесемкой и схватываются только местами — отдельными поперечными сшивками шириной в 1см из разноцветных хлопчатобумажных ниток. Сшивки расположены на расстоянии около 3 см друг от друга. Выше указанных клиньев к боковым сторонам спинки и бортов пришиваются еще 4 косых клина меньших размеров из той же материи. Вершины этих клиньев также срезаны и обращены основаниями вверх. Своими основаниями верхние клинья пришиты к рукавам, а свободными сторонами сшиты между собою. Узкие рукава сшиты из одного или нескольких полос материи. Каждый рукав на расстоянии 20—25 см от плеча разрезан по всей длине и образует подобие -скошенных обшлагов или крыльев. Рукава подшиваются той же материей, как и весь халат, а самые отвороты обшлага подшиваются материей другого цвета. Для образования ворота делается продольный разрез, сантиметров на 10 от плечевого сгиба. Края ворота, подола и бортов обычно подшиваются какойлибо материей другого цвета. Весь халат на подкладке из цветной хлопчатобумажной ткани простегивается нитками под цвет материала, за исключением рукавов, которые прошиваются иногда сложным геометрическим орнаментом и нитками другого цвета. Длина бортов халата от плеча до подола около 1 м, вариируя в зависимости от роста. Ширина подола около 180 см.

Три белуджские женщины в обычной одежде

Рис. 3. Белуджи. Три белуджские женщины в обычной одежде (Колл. ИАЭ № 4060-34.)

Джаманы с разрезанными рукавами нужно считать наиболее своеобразным костюмом у джемшидов. Они неудобны, так как при работе приходится разрезанные части отгибать на подобие обшлагов.

Домашний джаман часто сшит не в талию, а только с двумя клиньями. Рукава не разрезные. Поверх его иногда надевается так называемая kaltoca, такого же покроя, как и джаман, но более короткополая и также с разрееными рукавами. Джемшидские женские джаманы не отличаются от хазарейских.

Кочевницы-афганки джамана не носят. Выходя из дома, они покрываются «большим платком — чаршоу (carşou), который накидывается на головной убор. Домашний головной убор афганских племен у Кушки представляет собою простей- {126} шую повязку, состоящую из двух частей: из белого или цветного платка — намаль (namal), накинутого на голову поверх тюбитейки (kulax), со свешивающимися концами, и собственно повязки — цветной косынки, сложенной несколько раз и перевязывающей голову на лбу (dästmal). Покрывало особого покроя (cadyr), вышитое по краям, распространенное среди афганок, встречается и у джемшидок.

Чаршоу из шерстяной клетчатой самотканки распространено и среди джем шидов, и среди хазары и различается по расцветке клетки. У хазары полосы клетки из синеватых и палево-розовых тонов; у джемшидов — полосатые покрывала вишневого и темнозеленого цветов. Зимою поверх чаршоу богатые одевают еще теплые покрывала (cadyr) из верблюжьей шерсти или заменяют ими чаршоу. У теймури покрывала пришиваются к шапочке (тюбитейке). Размеры чаршоу около метра по сторонам прямоугольника.

У пожилых женщин, как среди хазары, так и джемшидов, можно встретить головной убор, состоящий из платка, но уже особым образом сшитого в части, облегающей голову.

Женский головной убор (talicigizan) состоит из трех частей, сшитых вместе, а именно: большого черного платка квадратной формы (по 118 см в стороне), цветного платочка, образующего подкладку, и шапочки — тюбитейки. Большой черный платок — фабричной кисеевидной материи. Один угол его остается свободным и свешивается сзади. Противоположный угол наполовину подогнут во внутрь, а два боковых угла свешиваются на плечи. На уровне ушей края платка собраны в жгутики, которые сшиты в одном месте таким образом, что между ними оставлены отверстия. В эти отверстия пропущены концы другого цветного красного платочка, связанные сзади простым узлом наглухо. Дусмал остальными своими сторонами пришит к внутренней стороне убора (большого платка), образуя подкладку. Между подкладкой и верхним платком на темени подложены тряпочки и обшиты таким образом, что образуют два сферических бугра в виде подушек. К внутренней стороне подкладки в одном месте (в середине) подшита обычная круглая шапочка (тюбитейка) из разноцветных лоскутков с простежкой в различных направлениях. Описанный головной убор перевязывается на лбу цветным платочком дусмалом, сложенным в виде гал стуха. Главною частью описываемого головного убора являются сшитые два платка с подушечками на лбу. Подшитой тюбитейки может и не быть, или же она одевается отдельно. Подушечки вшиваются таким способом, что образуют как бы подкладку на передней стороне. Такие мягкие подкладки в древней Руси применялись под кокошниками и применяются туркменскими женщинами под. их тяжелые головные уборы. Для сшивки убора часто пользуются платочками — дусмалами — фабричной работы. Мягкая шапочка служит, повидимому, для лучшего удержания на голове покрывала (чаршоу), что особенно необходимо женщинам при работе. Для этой же цели, повидимому, и афганки из родов зури и теймури на своем черном бахромчатом покрывале в части, облегающей голову, пропускают через рубец тесьму, которою несколько стягивают край покрывала на лбу в сборки. Концы тесьмы завязывают на затылке.

Праздничный костюм мало отличается от будничного. Это или вновь сшитый или чисто вымытый будничный костюм.

Свадебный костюм не отличается особым покроем: он часто шелковый, как и свадебное покрывало невесты. У хазары это покрывало красного цвета. Непременною принадлежностью свадебной одежды у хазары являются высокие сапожки (mozu) у невесты, а у джемшидов — вторые верхние глухие штаны (dellok) с пришитыми к нижним краям белыми шерстяными носками, как у городских афганок.

Украшения у женщин связаны, главным образом, с головным убором. Самый головной убор прост. Это по большей части белый платок (namal), накинутый поверх шапочки-тюбитейки (kulax) с подгибом одного угла на лбу и перевязанный цветным платочком (dusmal). К головному убору прикрепляется {127} двоякого рода украшение: 1) «семсаля» (sämsälla) — серебряные подвескк в виде ромбиков и сердечек, нанизанные на нить; 2) «куляба» (kulaba) — сере­ бряные прямоугольные бляшки, тем или другим способом скрепленные подвижно; Куляба встречается больше у джемшидов. Семсаля встречается также и у туркмен, и у казахов под Ташкентом (Ак-Казак). У хазары украшение Кулябу представляет собою ряд бляшечек из низкопробного серебра удлиненной прямоугольной формы (1 х 1.5 см), нанизанных на две шерстяные нити и не скрепленных между собою, а образующих таким образом подвижную ленту длиною до 1 м. В средней части нити продето 10 разноцветных стеклянных и каменных бусинок. В разных местах на различных расстояниях на нити между бляшками нанизано 7 подвесок различной формы — прямоугольных и треугольных серебряных бляшек, монет, медных пуль, сердечек. Куляба один или два разa обматывается поверх цветочного платочка (повязки на лбу — дусмала) и сзади или сбоку крючечками прикрепляется к платку.

Костюм белуждей.

Рис. 4. Белужди. (Колл. ИАЭ № 4060-8.)

Другим оригинальным женским украшением, широко распространенным среди джемшидов, нужно считать так называемую «хамоель» (hamoel) — шерстяную тесьму с различными подвесками, по большей части рупиями, или же цепочку из серебряных пластинок на шарнирах (zânjire-telis). Достаток хозяина раньше определялся именно по числу рупий на хамоеле у его жены в виде подвесок на шерстяной тесьме, перекинутой через плечо и наискось через грудь. Часто таких-наплечных украшений бывает 2—3, перекинутых через оба плеча. В случае нужды эти связки рупий шли целиком на уплату пачевого сбора за пастьбу скота.

Hamoel встречается и у белуджей. Hamoel белуджей представляет собою шерстяную двойную тесьму длиною 137 см, шириною 2.3 см, на которую подвешены серебряные персидские рупии. Способ подвешивания следующий: сквозь ушки, припаянные к рупиям, пропущена узенькая шерстяная тесемка. Эта тесемка с рупиями пришита к другой, более широкой тесемке таким образом, что рупии закреплены наглухо на рас- {128} стоянии 2—3 см друг от друга. Всего рупий 49. Рупии подвешены сплошь по всей тесьме, так что свешиваются при ношении и спереди, и на спине, и с боков. Хамоель надевается на правое плечо и проходит под мышкой левой руки. Концы тесьмы сшиты, образуя кисточки, обмотанные разноцветными шелковыми нитками.

У кочевниц-афганок рупии подвешиваются к переднему краю шапочки (kulax) — тюбетейки или к покрывалу — чаршоу. Из мелких серебряных женских украшений наиболее распространены различного рода ушные серьги «гушвара» (guşvara). В них можно различать два типа: 1) с подвесками туркменского образца, более массивные, и джемшидского, в виде треугольных или округлых бляшек. Серьга (xalaki pus) продевается в перегородку между ноздрями или же в правое крыло носа. Такая ноздревая серьга представляет собою красный граненый камень конусообразной формы в серебряной оправе.

У кочевниц-афганок в большом ходу серьги из стеклянных бус и стеклянные. браслеты иранской работы. Серебряные браслеты и кольца одинаково распространены у всех кушкинских кочевниц. Браслеты (dästine, curi) двух типов: джемшидские из створок на шарнире, по краям которых — обычно 4 заходящих петли и общая задвижка к ним, и туркменские — более массивные и широкие. У теймури широкие серебряные браслеты. Кольца (каса) также и туркменского образца с двумя—четырьмя камнями, и джемшидского — более простые, как и хазарейские. У афганок массивные кольца с ромбической пластинкой.

Шейные ожерелья (mura) из стеклянных бус, цветных камней и различных мастик не менее распространены. К этим ожерельям часто подвешиваются рупии.

У афганок ожерелья подвешиваются к повязкам, плотно облегающим шею. У них любимым украшением считаются еще брошки с ажурной розеткой.

Особенным распространением среди кочевников Афганистана и Ирана пользуется ожерелье из цветных стекляшек с бусинками стандартного образца. Такие ожерелья встречены и среди джемшидов.

В общем нужно отметить, что украшения среди кушкинских кочевниц отличаются более скромным ассортиментом и не так громоздки, как, например, у их соседей — туркменок. В то же время в этих украшениях преобладает более ценный материал. При работах экспедиции новейший обменный материал из всякого рода подделок и фальсификаций почти не имел сбыта. Между тем такой же материал широко распространен среди узбечек и казашек Туркестана. Этот факт указывает на стремление кушкинского кочевника все свое богатство иметь в портативном и ценном виде и носить его при себе. При этом хранительницей сбережений является женщина.

В прическах джемшидок модными считаются: челки с развилкой и пейсообразная подстрижка с боков двух прядей (признак замужества). Волосы заплетаются в четыре—шесть косичек с вплетёнными в них тесемочками или шерстяными нитками, которыми косы связываются. У пожилых женщин — двекосы, свешивающиеся на плечи. Челки в моде и у теймури. У кочевых афганок, теймури, мишмаст, белуджей у молодых женщин считается модным заплетать боковые пряди в мелкие косички, тогда как пожилые женщины эти боковые пряди подстригают. Сзади заплетаются только две косы с прямым пробором. Склеивание косичек особым составом на яйце, как это делается кочевницами в Афганистане, не практикуется.

Татуировка лица у женщин встречается чаще у кочевниц — зури, теймури, белуджей. Татуируют между бровями и на щеках. Преобладают фигурки из сочетания точек, веточек, крестиков. У джемшидок татуировка также в большой моде (татуировка, повидимому, раньше выражала принадлежность к определенному роду или племени).
______________________
[1] Большая коллекция туркменских расшитых женских воротов имеется в коллекциях Ашхабадского музея.
[2] Кочевники-афганцы зачастую ходят без жилета в одной многосборчатой рубахе.
[3] В последнее время джемшиды и хазара начали носить также и покупные туркменские халаты.

Расскажи другим о публикации:

Похожие статьи: