Г. Ф. Дахшлейгер. Некоторые проблемы истории кочевых обществ на XIV международном конгрессе исторических наук.
(Советская этнография, 1976, № 4, стр. 168-170)
С 22 по 29 августа 1975 г. в Сан-Франциско (США) работал XIV Международный конгресс исторических наук. На конгрессе обсуждался широкий круг проблем истории человеческого общества от древности до современности. В секции «История в хронологические периоды», в разделе «Средние века» специально рассматривалась тема «Кочевые общества». Но при обсуждении этой темы затрагивались некоторые вопросы, касающиеся не только средневековья, но и более поздних периодов. В работе секции участвовали ученые многих государств, в том числе представители развивающихся стран.
В обширном докладе Ц. Д ж и у р е с к у (СРР) «Кочевые общества в евроазиатском пространстве и нх роль в образовании средневековых государств» была сделана попытка осветить историю кочевых племен н народностей, у которых в прошлом ведущей формой хозяйства являлось экстенсивное кочевое скотоводство — от скифов и сарматов до монголов, включая гуннов, алан, аваров, печенегов, команов. Особое внимание было уделено вторжению кочевников Азии на европейский континент и оценке влияния вторжения на политическую историю континента.
В докладе Ш. Н а ц а г д о р ж (МНР) «Основные черты феодализма у кочевых народов на примере монгольского общества» несомненный интерес представляет обобщающая характеристика современного уровня знании об общественно-экономической сути феодальных отношений и роли земли и скота как средства производства у кочевников. Справедливо положение докладчика, что общественные отношения в кочевых обществах развивались, хотя и медленно; традиционные социальные институты постепенно наполнялись классовым содержанием, а политические структуры эволюционировали от племенной организации к феодальному государству. Ш. Нацагдоржем предложена периодизация истории феодализма в монгольском обществе.
В докладе подчеркнуто, что «нашествия Чингисхана и его преемников принесли огромные бедствия и страдания народам Азин и Европы, задержали нх развитие на целые столетия», но ошибочно полагать, что «отношение кочевников к своим оседлым соседям было всегда агрессивным, а отношение последних к кочевникам — миролюбивым». Это положение докладчик попытался раскрыть на примере экспансионистской политики китайских императоров.
В докладе Ф. Ш п у л е р а (ФРГ) «Монгольский номадизм в оседлом обществе. Золотая Орда» показаны важные моменты в политической истории Золотой Орды, верно отмечены подтвержденные советской исторической литературой факты «растворении» завоевателей в тюркской среде, освоение ими языка, приспособление к социально-экономическим и бытовым условиям этой среды, значимость принятия монголами ислама, торговых связей Золотой Орды с сопредельными государствами.
А. X а н е д а (Япония) в своем докладе «Кочевники и города» подверг критике тезис о том, что кочевники вообще не обрабатывали землю, совершенно не знали никаких элементов городской жизни и городской культуры, показал взаимосвязь истории городов в кочевой зоне с историей ремесла.
Доклады вызвали оживленную дискуссию. В ней приняли участие Ш. Б и р а (МНР), Д. В е р н е р (ГДР), О. Л а т т и м о р (Франция), М. Мола (Франция), И. Ф у д ж е й д а (Япония) и другие. Из советских делегатов выступили А. Р. К о р с у н с к и й (Москва), Г. Ф. Д а х ш л е й г е р (Алма-Ата), А. Т а ш м у х а м е д о в (Ташкент). Обсуждались вопросы о путях развития кочевых обществ как в средневековье, так и в более позднее время, о взаимодействии оседлого и кочевого населения, о причинах миграций кочевых племен и народностей, о месте экстенсивного скотоводческого хозяйства в экономической истории и необходимости оседания в современном мире, о роли феодальных владетелей в образовании государств у кочевников.
А. Р. Корсунский полемизировал с отдельными положениями доклада Ц. Джиуреску, касавшимися социального строя и государственных институтов у гуннов, хазар, печенегов, главным образом с тезисом о возможности существования не рабовладельческого и не феодального кочевого государства. Он указал также на необходимость учитывать историческую обстановку в Европе во время вторжения в нее кочевых народностей.
А. Ташмухамедов рассказал о процессе оседания кочевников и полукочевников в XVIII—XIX вв. на территории современного Узбекистана.
Г. Ф. Дахшлейгер в своем выступлении отметил, что в докладах Б. Шпулера и А. Ханеда не до конца преодолено положение об извечной конфронтации кочевых и оседлых племен и народностей. В советской исторической литературе, отнюдь не идеализирующей общественный строй кочевников и тем более их захватнические, несправедливые войны, доказано, что в истории существовали не только постоянные противоречия или войны кочевых обществ и оседлых цивилизаций, но и мирные контакты кочевников и земледельцев в хозяйственной, социальной и культурной жизни, взаимозависимость земледельческого и скотоводческого хозяйства.
Советские ученые указывали на то, что в докладах Б. Шпулера и А. Ханеды политическая и экономическая история кочевых обществ неправомерно рассмотрена вне системы их общественно-экономического строя. Именно соотнесение истории кочевых народностей с определенной системой общественных отношений (в средневековье у большинства народностей, очевидно, системой феодальной) является ключом к объяснению всей совокупности фактов как внутренней жизни и быта кочевников, так и их войн. И только с таких позиций можно найти ответ на вопрос — отличались ли качественно феодальные распри и усобицы, в частности, в Золотой Орде и средневековой Европе.
На секции отмечалось, что картина взаимоотношений Золотой Орды и русских княжеств в докладе Б. Шпулера явно неполна. Он не осветил сложности и противоречивости исторической обстановки не только на восточных, но и на западных рубежах, русских земель, не показал значимости борьбы народных масс против ига завоевателей.
Вызвали возражения также положения доклада Б. Шпулера о том, что, тюркоязычное население территории Казахстана и Средней Азии было прямым союзником Чингисхана и его преемников. Монгольские феодальные владетели действительно пытались насильно использовать в своих интересах народности, населявшие степи и оазисы Казахстана и Средней Азии. Ряд представителей тюркоязычной феодальной верхушки перешли на сторону завоевателей. Но разве можно умалчивать об обороне Отрара, Ургенча, Мерва, Нисы и других городов казахстанско-среднеазиатского региона? Разве не характерны сообщаемые Джувейни и Рашид ад-Дином факты восстания 10 тысяч канглы против завоевателей?
Советские ученые отмечали, что в целом понятие «кочевничество» как хозяйственно-культурный тип — категория историческая. При всей устойчивости форм кочевого скотоводческого хозяйства и быта эти формы явно не однозначны во времени и пространстве (разные системы расселения, циклы кочевания, разная степень связи с оседлостью, существенные отличия в этнополитической и религиозной истории, в обычаях и обрядах). А главное — различия в уровне общественно-экономического развития. Никак нельзя сбрасывать со счета и то, что большая часть народностей и племен, обычно именуемых кочевыми обществами, по сути вела полукочевой-полуоседлый образ жизни. Историю кочевых обществ невозможно объективно представить в изоляции от истории оседлых народов, вне системы господствующих общественных отношении, их динамики, т. е. вне социально-экономических формаций.
Кочевничество как хозяйственно-культурный тип во многих районах земного шара сыграло известную прогрессивную роль и оставило заметный след в истории и культуре; оно прошло этапы становления, расцвета и упадка. Со временем кочевое скотоводческое хозяйство, образ жизни и соответствовавшие им феодальные, патриархально-феодальные или патриархальные отношения и социально-бытовые институты постепенно все более изживали себя. Так возникла проблема реорганизации кочевого и полукочевого хозяйства, перехода кочевников и полукочевников к оседлости. В СССР эта проблема уже решена, в ряде стран Азии и Африки она решается, однако многие миллионы людей еще ведут экстенсивное кочевое скотоводческое хозяйство и, по вполне понятным причинам, повседневно ощущают тяжкие издержки отсталости. Доказательство тому — трагедия, переживаемая в последние годы племенами и народностями, населяющими Сахель,— территорию Африки, простирающуюся от Сенегала, Мавритании и Мали через Нигер, Чад и Верхнюю Вольту к Судану, Эфиопии и Сомали.
Советские ученые отмечали, что исследователи истории кочевых обществ не могут стоять в стороне от жизни, от проблемы оседания. Конечно, модель оседания кочевников и полукочевников в СССР не универсальна. Тем не менее, поскольку необходимость оседания кочевников и полукочевников приобрела глобальный характер, нельзя не учитывать общезначимые черты советского опыта оседания — комплексность подхода к разрешению проблемы, правильный учет роли природно-экономических факторов, выбор наиболее приемлемых форм хозяйствования для оседающих, уважение к национально-особенным, традиционным социально-бытовым институтам, государственно-организованная помощь, обязательность взаимодействия экономических мер (строительство жилья, развитие ирригации и т. д.) с коренными социальными преобразованиями и культурным прогрессом. Разумность и оправданность таких черт советского опыта оседания подтверждена уже почти сорокалетней после перехода к оседлости историей расцвета материальной и духовной культуры бывших кочевых и полукочевых народов СССР. Дискуссия на секции прошла на высоком научном уровне в доброжелательной, творческой обстановке. Она показала актуальность и важность создания в перспективе обобщающей фундаментальной монографии «Кочевники. История и современность» при участии ученых разных стран.
Г. Ф. Дахшлейгер