С. И. Вайнштейн, В. Кёниг. Изучение кочевничества в лейпцигском этнографическом музее.
(Советская этнография, 1979, №4, стр. 132-136)
Лейпцигский этнографический музей относится к числу крупнейших в мире. Созданный свыше ста лет назад (в 1869 г.) на основе сравнительно небольшой частной коллекции, он насчитывает ныне свыше ста тысяч этнографических предметов, всесторонне характеризующих культуру народов Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании; его экспозиционная площадь превышает 5,5 тыс. м2. Музей является одним из важных научно-исследовательских центров ГДР. Здесь наряду с большой культурно-просветительной «работой проводятся значительные научные исследования, главным образом по современной и исторической этнографии внеевропейских народов, причем исследования сосредоточены преимущественно на разработке этнографических проблем хозяйственного и социального развития этих народов. В области исследовательской работы музей имеет давние традиции; труды его сотрудников, созданные еще в начале XX в., хорошо известны специалистам. Тяжелый ущерб просветительной и научно-исследовательской работе музея был нанесен нацизмом. В годы прошедшей войны музей был подвергнут бомбардировке англо-американской авиацией; прямыми попаданиями бомб часть музея была разрушена; в огне погибли многие ценные коллекции.
Крах нацизма и создание ГДР открыли перед музеем большие возможности во всех сферах культурно-просветительной и научной работы. В послевоенные годы были разработаны новые научные методы построения экспозиций, основанные на комплексном раскрытии специфических форм культуры и быта пародов мира в их взаимосвязи с природной средой и условиями производственной деятельности. В развитии музееведческой и научно-исследовательской «работы сотрудников музея очень важную роль сыграли работы советских ученых, их непосредственные контакты с немецкими коллегами. Следует отметить, что начало этим плодотворным и все более развивающимся контактам сотрудников музея и советских этнографов было положено приездом в 1951 г. в Лейпциг С. А. Токарева, который внес ценный вклад в подготовку нового поколения этнографов-марксистов ГДР.
В течение 30 лет, прошедших после образования ГДР, в музее успешно разрабатывались многие актуальные проблемы этнографической науки. Эти исследовании велись в тесной связи с учеными других научных центров ГДР и СССР, особенно с сотрудниками кафедры этнографии Московского Государственного университета. Здесь под руководством С. А. Токарева и Г. Е. Маркова занимались в аспирантуре нынешний директор музея д-р В. Кёниг и научный сотрудник музея д-р В. Зайверт. В последующем установились также тесные научные связи музея с Институтам этнографии АН СССР, которые продолжают развиваться и укрепляться.
Среди основных основных исследовательских тем, разрабатываемых сотрудниками Лейпцигского музея, еще в 1950-е годы ведущую роль приобрели проблемы кочевничества. Это нашло отражение как в экспозиции музеи, так и в ряде его научных публикаций и экспедиционной деятельности.
Изучение проблематики кочевничества велось все эти годы в тесном сотрудничестве с рядом секций Лейпцигского университета им. Карла Маркса и кафедрой этнографии МГУ. В данном сообщении мы хотим остановиться на разработке вопросов номадизма сотрудниками Лейпцигского музея и дать краткий обзор исследований опубликованных музеем по этой тематике.
Кочевничеством в музее занимаются в нескольких аспектах. Исследуются в теоретическом плане общие проблемы номадизма; изучаются различные конкретные аспекты этнографии отдельных кочевых (в настоящем либо в прошлом) народов Передней. Средней. Центральной, Северной Азии и Африки, в особенности их социальная организация, хозяйство и материальная культура. Среди проблем, разрабатываемых сотрудниками музея, большое место отводится актуальным «опросам вовлечения кочевых народов в современную жизнь разминающихся стран Азии и Африки. Немаловажное значение имеет популяризация этнографических знаний, в том числе о происхождении, культуре и современном развитии кочевых народов; о переходе кочевников к оседлости в условиях социализма. Большую рель играет и работа по расширению коллекций, отражающих жизнь номадов, по созданию новых экспозиций, посвященных этой проблематике.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Первые научные труды по кочевникам были опубликованы музеем в начале 1960-х годов. Среди них написанная В. Кёнигом совместно с Г. Е. Марковым работа «Предварительный отчет о некоторых результатах археолого-этнографической экспедиции в Туркменскую ССР в 1959 г.»[1], в которой сообщалось об открытии новых археологических памятников на территории Туркмении и об этнографических наблюдениях среди туркмен-текинцев. В этом же сообщении описана первая коллекция одежды, украшении, домашней утвари и других предметов материальной культуры, которая была собрана экспедицией для Лейпцигского этнографического музея. Статья Г. Е. Маркова о туркменских коврах, собранных экспедицией и также вошедших в коллекцию музея, была опубликована в Ежегоднике музея в 1962 г.[2] В том же году вышла из печати книга В. Кёнига об истории, хозяйстве и общественной организации туркмен-текинцев в Ахальском оазисе[3]. В ней на нолевых материалах и письменных источниках предпринята попытка детально исследовать недостаточно изученные ранее вопросы заселения оазиса туркменами; анализируется специфика структуры хозяйства и социальной организации туркмен-кочевников, перешедших в этом оазисе на оседлость.
Перу В. Кёнига принадлежит также исследование хозяйства туркмен XIX в., вышедшее из печати в 1963 г.[4] Здесь основное внимание было уделено различным формам хозяйственной деятельности отдельных туркменских племен до революции. Исследовательской базой работы послужили как архивные и литературные источники, так и полевые экспедиционные материалы, которые были собраны В. Кёнигом в Туркмении во время экспедиции МГУ, руководимой Г. Е. Марковым.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Многие годы активно изучает проблемы номадизма сотрудник музеи Л. Штайн. Он совершил ряд экспедиционных поездок на Ближний Восток, на основе которых опубликовал несколько интересных и ценных работ. В их числе две статьи о кочевниках Ирака, содержащие детальное описание одежды, утвари, ремесленных изделий, образцов народного искусства и других материалов, собранных в экспедиции и поступивших в фонды музея[5]. Эти материалы, дающие всестороннюю характеристику кочевого и оседлого населения Ирака, составили также основу современной экспозиции музея по народам Переднего Востока. Среди многих интересных экспедиционных приобретений Л. Штайна особое значение имеет его неожиданная находка в Ираке лодки очень древнего типа, сплетенной из веток, обмазанных особым образом обработанной смолой. Такие лодки были известны еще древним жителям Двуречья, и их изображения сохранились на древнеассирийских памятниках II тысячелетия до н. э. В современном быту они полностью исчезли, и Л. Штайну удалось найти, быть может, последний сохранившийся уникальный экземпляр. Л. Штайн обобщил свои полевые исследования кочевой группы шаммар джерба в отдельной книге, опубликованной в 1967 г.[6] В этой монографии он уделил особое внимание переходу бедуинов к оседлости и подробно описал чрезвычайно интересные процессы изменения в этих условиях форм хозяйства, социальной структуры и племенной организации. Занимаясь и в дальнейшем проблемами этнографии «кочевых народов и их взаимодействия с оседлым населением Передней Азии и Северной Африки, Л. Штайн исследовал также этнографические особенности населения оазисов Ливийской пустыни[7]. Он, как и другие научные сотрудники музея, вел не только полевые исследования, но и привлекал для разработки этнографических проблем письменные источники и архивные материалы. Очень любопытна в этом отношении его статья, посвященная наиболее ранним свидетельствам о бедуинах в немецкоязычных источниках, которые позволили по-новому осветить историографию бедуинов в немецкой исторической литературе[8]. Л. Штайн провел также интересные полевые исследования среди кочевников-арабов в Египте. Здесь он собирал этнографические материалы, находясь непосредственно среди бедуинов, совершая вместе с ними трудные и длительные путешествия по пустыне. Собранные им ценнейшие материалы он изложил как в научных трудах[9], так и в популярной «книге, рассчитанной на широкий круг читателей [10].
Интересную статью об особенностях татуировки женщин-бедуинок опубликовала Р. Штайн. Этот материал был собран исследовательницей во время экспедиции в Ирак, копна она жила вместе с группой бедуинок в черной палатке — их кочевом жилище. Она же описала разнообразные украшения, которыми пользовались по традиции женщины небольшой кочевой локальной группы[11].
Проблемы этнографии центральноазиатских кочевников исследовали экспедиции, работавшие в Монгольской Народной Республике, В, Кёниг изучал здесь группу западных монголов цахчин, которая до этого практически не была исследована этнографами. В литературе встречались о ней лишь краткие упоминания[12]. На основе своих наблюдений В. Кёниг подготовил работу, в которой впервые рассматриваются вопросы формирования этой монгольской группы, ее хозяйства, культуры и быта[13].
В МНР проводил исследования также сотрудник музея В. Хартвиг, опубликовавший работу о культуре монголов-халха и бурят[14].
В 1964 г. в музее была открыта большая выставка, посвященная хозяйству, культуре и быту народов Средней и Центральной Лани первая экспозиция такого рода в музеях ГДР. В основу выставки легли материалы, собранные В. Кёнигом и В. Хартвигом в Монголии. Ярко и разносторонне характеризуя быт кочевников и их переход к оседлости, она привлекла большое внимание общественности и пользовалась заслуженным успехом у посетителей музея. Детальный научный анализ структуры новой экспозиции и представленных в ней материалов дал В. Кёниг[15], который опубликовал также в связи с выставкой научно-популярную книгу «Монголия»[16].
Интересные исследования, тесно связанные с проблемами кочевниковедения, выполнил также ныне покойный И. Шуберт. В 1950-е и 1960-е годы он совершил ряд экспедиций в МНР, где специально занимался проблемами взаимосвязи человека и экологических факторов в условиях кочевого образа жизни. Его работа, посвященная этой почти совершенно не изученной ранее теме, написана не совсем в обычной форме: в ней география, экология и этнография Монголии рассматриваются как взаимосвязанная система. Книга И. Шуберта содержит богатейший фактический материал и ряд оригинальных теоретических положений[17].
Проблемы социальной организации кочевников Средней и Центральной Азии и Казахстана привлекают значительное внимание В. Кёнига. По этим вопросам им опубликован ряд работ. Среди них следует отметить статью, посвященную проблеме социальной динамики у туркмен в связи с их переходом на оседлость[18]. Им же была изучена проблема традиционной организации власти у казахов, что нашло отражение в специальной работе, посвященной этой теме[19]. В настоящее время В. Кёниг работает над монографией, посвященной проблемам сравнительно-этнографического изучения социальной организации номадов. В ее основу положены материалы по социальной организации кочевников Средней и Центральной Азии[20].
Социально-экономические условия хозяйственной интеграции кочевников в арабских странах изучались В. Зайвертом[21]. Некоторые вопросы, связанные с формами собственности у кочевников Восточной и Северной Африки, затронул в своих работах X. Шинкель[22].
Среди проблем, привлекавших внимание сотрудников музея, занимавшихся номадизмом, были также связанные с доместикацией животных и их содержанием у номадов. Здесь следует прежде всего указать на небольшую, но очень ценную статью X. Нойберта (получившего специальное этнографическое образование в СССР) о значении яка для населения высокогорных районов Центральной Азии[23]. Изучением состояния и развития животноводства у кочевников Восточной и Северной Африки занимался X. Шинкель, который опубликовал капитальную работу по этому вопросу в трудах музея[24].
В Ежегоднике Лейпцигского этнографического музея регулярно печатаются также работы по проблемам кочевничества, принадлежащие перу сотрудников и других научных учреждений ГДР, а также зарубежных ученых. Так, в «нем был опубликован ряд статей по этнографии монголов[25] и тувинцев[26], написанных сотрудницей Университета им. Карла Маркса Э. Таубе, совершившей в 1960-х годах несколько экспедиций в МНР. Здесь же опубликованы статья Г. Е. Маркова, посвященная одной из групп туркмен СССР[27], и работа С. И. Вайнштейна о происхождении оленеводства (авторизованный и дополненный перевод двух статей, опубликованных в журнале «Советская этнография»)[28], а также статья этого же автоpa о тувинском шаманстве[29].
Значительную ценность для изучения кочевничества в Африке представляют и опубликованные в изданиях музея работы сомалийского ученого А. Мирреха, которые посвящены социально-экономическим проблемам номадов, населяющих северную часть Сомали[30].
В разработке кочевниковедческой проблематики коллектив музея сотрудничает с учеными других научных учреждений ГДР и ряда зарубежных стран. Одним из проявлений такого сотрудничества был Международный симпозиум по проблемам кочевничества, организованный музеем в 1975 г. при активном содействии кафедры этнографии МГУ. В нем с интересныими докладами выступили ученые ряда социалистических и капиталистических стран. Особенно активно участвовали в нем наряду с учеными ГДР их советские коллеги, что отразило дальнейшее укрепление плодотворных творческих связей этнографов двух дружественных стран.
_________________
[1] W. Konig, G. Е. Markov. Vorlaufiger Bericht uber einige Ergebnisse der Teilnahrne an einer ethnographisch-archaologischen Expedition in die Turkmenische Sowjetrepublik im Jahre 1959. — «Jahrbuch des Museums fur Yolkerkunde zu Leipzig» (далее — Jb), Bd 18. Berlin, 1961.
[2] G. Markov. Sechs turkmenische Teppicherzeugnisse a us deni Museum fur Volkerkunde zu Leipzig. — Jb., Bd 19, 1962.
[3] W. Konig. Die Achal-Teke.— «Veroffentlichungen des Museums fur Vulkerkunde zu Leipziп» (далее — Vtl.), Hf. 12. Berlin. 1962.
[4] W. Konig. Zur Wirtschaft der Turkmenen im 19. Jh.— Jb., bd 20. 1963.
[5] L. Stein. Eine neue Sammlung iraqischer Ethnographica im Museum fur Volker kunde zu Leipzig. Teil I—II. — Jb., Bd 21—21, 1963—1964.
[6] L. Stein. Die Sammar-Gerba. — Vtl., Hf. 17, 1967.
[7] L. Stein. Ethnographische Untersuchungen im Wadi algadid (VAR), Jb., Bd 26,
[8] L. Stein. Die al teste Beschreibung der Beduinen in der deutsch-sprachigen Litem tur. — Jb., Bd 25, 1968.
[9] L. Stein. Wandel traditioneller Machtorgane im arabischen Raum unter besondcrei Beriicksichtigung der Verhaltnisse bei den Aulad Ali-Beduinen in der Arabischen Republi Agypten.— Jb., Bd 28; 1972; его же. Beduinen. Erlauterungen zur gleichnamigcn Dauer ausstellung im Museum fur Volkerkunde zu Leipzig. Berlin, 1968.
[10] L. Stein. Wandervolk der Wuste. Leipzig, 1974. В настоящее время в Главной редакции восточной литературы издательства «Наука» готовится перевод этой книги на русский язык.
[11] R. Stein. Einige Tatowierugsmuster von Beduinenfranen aus der Gezira, Republik Iraq, — Jb., Bd 20, 1963.
[12] См., например, Г. E. Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край, т. III. Л., 1926, с. 260—263.
[13] W. Konig. Ethnographische Beobachtung bei den Dzaehcin in der Mongolischen Volksrepublik (Kobdo-aimak, Manchan-sumun). — Jb., Bd 21, 1964.
[14] W. Hartwig. Ethnographica der Chalcha und Burjaten (Mongolische Volksrepublik) — Jb., Bd 22, 1965.
[15] W. Konig. Die Ausstellung Zentral- und Mi tie las ten (Mon go lei und Turkmenien).— Jb., Bd 22, 1965.
[16] W. Konig. Mongolei. Leipzig, 1967.
[17] J. Schubert. Paralipomena Mongolica. Wissenschaftliche Nolizen uber Land, Lcute und Lebensweise in der Mongolischen Volksrepublik.— Vil., Ilf 19, 1971.
[18] W. Konig. Einige Aspekte der gesellschaftlichen Dynamik in der turkmenischen Bodenbauergemeinde. — Jb., Bd 26, 1969.
[19] W. Konig. Die traditionelle Machtapparat der Kasacheu. Kolonialer Wandel — sozialistische Umgestaltung.— Jb., Bd 28, 1970.
[20] По этой теме В. Кёниг сделал в 1979 г. специальным доклад на заседании Ученого совета Лейпцигского музея.
[21] W.-D. Seiwert. Okonomische und soziale Bedingungen fur die wirtschaftliche Integration der Hirtennomaden in den arabischen Landern.— Jb., Bd 29, 1973.
[22] H. G. Schinkel. Bemerkungen zum Trank- und Weiderecht der Nomaden Ost- und Nordostafrikas. — Jb., Bd 27, 1970.
[23] H. Neubert. Die Bedeutung des Yaks und seiner Kreuzungen fur die Bevolkerung in den Hochgebirgszonen Zentralasien. — Jb., Bd 30, 1975
[24] H. G. Schinkel. Haltung, Zucht und Pflege des Viehs bei den Nomaden Ost- und Nordafrikas. — Vtl., Hf 21, 1970.
[25] E. Taube. Einige mongolische Unterhaltungsspiele. — Jb., Bd 24, 1967.
[26] E. Taube. Mutter und Kind im Brauchtum der Tuwiner der Westmongolei.— Jb, Bd 31, 1977.
[27] G. E. Markov..Die Turkmenen der Oase von Bacharden. — Jb., Bd 29, 1973.
[28] S. I. Vajnstejn. Das Problem der Entstehung der Rentierzucht in Eurasien.- Jb., Bd 30, 1975.
[29] S. I. Vajnstejn. Eine Schamanen-Seance bei den ostlichen Tuwinern.— Jb., Bd 31, 1977.
[30] A. Mirreh. Okologische und sozial-okonomische Aspekte des Nomadenproblemse der Republik Somalia. — Jb., Bd 31, 1977; его же. Die sozialokonomischen Verhaltnisse der nomadischen Bevolkerung im Narden der Demokratischen Republik Somalia. –Vtl. Hf 31, 1978.